Пустое пространство – зачем оно нужно в интерьере?

«Есть две вещи — тела и пустоты; в пустоте движутся тела»

Тит Лукреций Кар

Пустое пространство – это то, чего остро не хватает даже в квартирах большой площади или загородных домах. Человек приобретя заветные квадратные метры жилой площади старается ее всю до последнего сантиметра занять предметами и вещами. Но хороший дизайн интерьера определяется не только по тому, как расставлены вещи, но и сколько свободного места после этого остается. В западных источниках можно встретить термин, описывающий этот принцип композиции, он называется - negative space.

Негативное пространство – это пустое пространство вокруг наших предметов. В двухмерной графике так называют фон для фигуры и в целом оно воспринимается как нечто второстепенное, но без него хорошей композиции не получится. Бывает, что художник или графический дизайнер вступает в игру фигура-фон, где роли частей изображения меняются местами в зависимости от того, на чем сосредоточено внимание зрителя.

Дизайн обложек романов о Гарри Поттере

Источник фото: cdn.mos.cms.futurecdn.net

В дизайне интерьера часто все внимание уделяется функциональному насыщению комнаты и внешнему виду отделочных материалов и предметов. Пространство между предметами нехотя оставляют потому, что того требует эргономика, и на этом его важность исчерпывается. Говоря простым языком, чтобы сесть на диван, между диваном и столиком должен быть проход, это и есть отрицательное пространство в базовом понимании. Однако этот подход в корне ошибочен. К пустому месту нельзя относится, как к пустому месту. Сейчас объясню почему.

Пространство для жизни

Планировка однокомнатной квартиры

В погоне за дополнительными гостевыми матрасами, местами для сушки белья и хранения одежды, книг и солений, правильным размещением плазмы и витринами для любимой коллекции костяных фигурок мы часто забываем о том, что и нам самим тоже нужно место. Для жизни. Что у нас есть тело, которое занимает определенную долю пространства, которому нужно место для движения и которому не нравится протискиваться по коридору уже 90 см, биться локтями о выступающие углы и упираться коленями в раковину, сидя на унитазе (зато урааа! Раковина влезла в санузел).

С одной стороны, минимальное негативное пространство – это гигиенический фактор, то есть то, без чего просто невозможно существовать. Эту концепцию можно сравнить с инстинктом личного пространства. Человек воспринимает ближайшую область вокруг себя как продолжение своего тела, а нарушение этого пространства приводит к дискомфорту и агрессии. Именно поэтому человеку обычной комплекции будет мало 90 см, чтобы пройти по коридору, хотя в плечах он не более полуметра.

С другой стороны, дополнительное ничем не занятое пространство, как и обилие естественного освещения в жилище – это роскошь, напрямую повышающая уровень жизни. Возможность ходить по прямой, не огибая и не отодвигая предметы на своем пути, спать на полноценной кровати, а не на раскладном диване, «тратить» место на просторные переходные зоны, пользоваться комнатами с одной выделенной функцией (читать в библиотеке, обедать в столовой) - все это неоспоримые признаки достатка, и зачастую люди выбирают их в ущерб центральному местоположению недвижимости.

Отрицательное пространство как способ определения групп предметов

Интерьер в стиле лофт

Предметы можно группировать по различным принципам, самый простой из которых – близость. Все очень просто. Поставили рядом диван, кресло-качалку и столик – оп, они уже одна группа. Отодвинули кресло – ой, группа распалась. Так вот, принцип близости, как и многие другие, работает на основе сравнения: эти предметы ближе друг к другу, чем остальные, значит, они в группе. Если мы, к примеру, захотим в небольшой комнате уместить помимо указанно еще пару кресел, ширму, кушетку, торшер и комодик, и все это будет находится на одинаковом расстоянии друг от друга, получится ли из них одна группа? Нет, получится склад разрозненной мебели. И самые резвые гости будут перелезать на кушетку через спинку дивана. Фон не должен быть перегружен, чтобы отдельный предмет на нем легче считывался.

Группировка и пустое пространство вокруг групп предметов вносит логику в интерьер, помогает избегать хаоса и облегчает ориентацию в пространстве. Это правило особенно важно для совмещенных пространств: квартир-студий, кухонь-гостиных, гостиных-кабинетов и т.д. При такой конфигурации важно предельно ясно обозначить различные функциональные зоны и делается это прежде всего за счет пространства между ними.

Красоту лучше оценивать на расстоянии

Этнические мотивы в современном интерьере

У каждого красивого предмета своя дистанция, с которого он воспринимается лучше всего. Оптимальное расстояние зависит от размеров предмета или группы, если вы хотите, чтобы она воспринималась, как единое целое. Представьте картину размером метр на метр. Разве удобно будет ее рассматривать, водя носом по холсту? Кроме того, свободное пространство вокруг интересного предмета подчеркивает его уникальность.

Интерьер в целом также лучше рассматривать, если есть куда отступить: обзор комнаты больше, нет ощущения зажатости и тесноты.

Кстати, в Японском искусстве считается, что самое красивое – это пустой лист бумаги, так что надо десять раз подумать, прежде чем портить его своими художествами.

Пустота как воздух

Гостиная в современном стиле

На объем вокруг предметов влияют освещенность и высота потолков. При этом освещенность – не всегда обилие света, скорее разнообразие световых потоков. Вот свет льется через стекло, ложиться на пол, вот полутень вокруг оконной рамы. Вот солнце скрылось за тучей, вот снова вышло, и в вашем пространстве играют и сменяются тени. Вы обращали внимание, что главным персонажем на удачных фотографиях часто является свет, а все содержание – лишь предлог его рассмотреть? И удобнее всего это делать в незахламленном интерьере, где глаз не отвлекается на детали.

То, что мы воспринимаем легкость и воздушность часто напрямую связано с пустотой, причем не только пустотой по полу, но и с высотой потолков. Пространство – это трехмерный параметр. То, что современный человек привык жить с потолком 260 см не означает, что ему от этого хорошо. По-настоящему комфортная высота потолков это 300-310 см. С такой высотой можно повесить люстру нормального размера, да и окна, как правило, получаются больше. Но да, это пространство никак не используется, то есть с утилитарной точки зрения просто теряется.

Я не призываю всех своих клиентом разом переключиться на минимализм, вовсе нет. Я просто говорю о том, что пустота – такой же полноправный элемент интерьера, как и предмет, и стоит исходить из предпосылки, что в интерьере именно вы – «главный экспонат», совсем как девица на лабутенах на выставке Ван Гога. Вам. Нужно. ПУСТОЕ. Место. Для. Жизни.


Понравилась статья? – Поделитесь в соцсетях или оставьте комментарий


 

Комментариев еще нет.

Оставить комментарий