Дизайн-экскурсия в особняк купца Носова
Те, кто периодически заглядывает в мой блог, знают, что мне нравится смотреть на исторические интерьеры. К сожалению, в Москве не очень много мест, где можно было бы реально соприкоснуться с тем, как жили люди в 19-начале 20 века, и во многие из них нет свободного доступа: попасть можно только с группой либо по поводу какого-то мероприятия (концерты, презентации). Особенно печалит то, что в исторических особняках центра часто размещаются посольства, и доступа туда нету ну просто никакого, только если раз в год дозвониться по особой линии, куда вместе с тобой звонят еще тысяча человек. То есть практически нереально. А там как раз интерьеры, которые и сохранились лучше, и лучше отреставрированы.
Вчера мы ходили в особняк купца Носова на Электрозаводской, который построил архитектор Лев Кекушев в стиле модерн (1903 год). Я могу сравнить его с другими зданиями в стиле модерн, в которых я побывала. Здание интересно прежде всего материалом: в отличие от особняка Рябушинского, оно построено из дерева на каменном основании и оштукатурено. В целом оно выглядит скромнее, чем дом Рябушинского или даже дом Виктора Васнецова, тоже построенный из дерева на манер русского терема.
Если у Рябушинского это роскошный городской особняк с украшенными керамикой фасадами, а у Васнецова-сказочный домик по эскизам художника, то у Носова мы видим скорее дачный дом, хотя располагался он в пределах города.
Этому впечатлению способствует веранда сложной формы, посередине которой располагался центральный вход. Также удивляет компактность здания: размер домов Рябушинского и Васнецова, как я понимаю, связаны с небольшими размерами участков, на которых они располагались, и дороговизной земли в городе. У Носова же такой проблемы не было, дом стоял посреди обширных владений купца и был окружен большим садом. Тем не менее, внешне он достаточно небольшой, комнаты сгруппированы максимально эффективно с вниманием к распределению квадратных метров. Как сказала гид, в доме «всего две гостиных».
Дом построен с учетом технических достижений той эпохи: в нем было отопление (оборудование располагалось в цокольном этаже), электричество и канализация. Хозяйские этажи разделены по половому признаку, почти как по Домострою (семья была старообрядческой). Верхний - женский, нижний - мужской. Гостей, конечно, принимали на мужском этаже. Он построен по принципу кругового обхода, как и парадный этаж особняка Рябушинского. На втором этаже коридорная система, комнаты не смежные.
Со времен революции из особняка Носова вынесли все, что можно было сдвинуть. По сути, остались только неотделимые от архитектуры части: окна, двери, паркет, лепнина, камины и стеновые панели, да и те побывали в руках реставраторов, еще неизвестно, какой процент из них подлинный. Например, люстры того же стиля добавили в интерьер уже позднее, из оригинальных сохранилась только пара самых небольших.
Жуткое впечатление производит все, привнесенное в интерьер в наше время, чтобы сделать его «обитаемым»: над стеновыми панелями из натурального дерева трехкопеечные обои жутких цветов, дорогие окна (некоторые из них даже с выгнутыми рамами и стеклами, повторяющими форму эркеров) «украшены» текстильными извращениями из синтетического тюля, для художественности завязанного в узлы.
Как и в доме Рябушинского, центральную роль в организации пространства в доме Носова играет парадная лестница.
Она прекрасно просматривалась от центрального входа, таким образом создавалось впечатление большого объема внутреннего пространства. Лестница оформлена строгими стеновыми панелями с канелюрами и очень красивыми металлическими клепками.
Потолок первого этажа в зоне захода на лестницу - единственное место, где мы видим роспись. Правда, она не очень похожа на профессиональную, гид сказала, что есть предположения, что члены семьи выполнили ее своими руками.
Прямые формы панелей смягчаются плавно текущими линиями перил. Такие же перила раньше стояли и на веранде дома.
Перила на веранде не сохранились, то, что мы видим-результат реставрации.
В доме несколько художественных каминов. В гостиной камин украшен абрамцевскими изразцами.
Камины с цветной керамикой мы видим и в кабинетах: на первом этаже кабинет хозяина дома.
На втором этаже-кабинет его младшей дочери Августы.
Впечатление от посещения неоднозначное. Для целостности картины очень не хватает обстановки той эпохи, те предметы и произведения, которые сейчас наполняют дом Носова скорее мешают восприятию объемов, чем помогают понять назначение комнат или возможную расстановку мебели. Изнутри дом кажется гораздо больше, чем снаружи, интересна и форма комнат, и разнообразие в форме окон и дверей, но общей картины у меня лично не сложилось. Особняк, безусловно, интересный. Более подробные исторические факты можно посмотреть в Вики.
Комментарии
Комментариев пока нет. Добавьте первый комментарий ...