Особняк Смирнова на Тверском бульваре
Мы с моей командой решили культурно просветиться и посетить один из ключевых памятников московского модерна и одну из самых известных построек архитектора Шехтеля - особняк Смирнова на Тверском бульваре. Сие мероприятие получилось весьма занятным и, хочу сказать, мы отлично провели время. Как вы уже знаете, если часто читаете мои статьи, этот стиль мне безумно интересен, хотя нынче он непопулярен, в основном потому, что сделать его по-нормальному крайне сложно. Доступ в особняк ограничен, попасть можно только в составе группы.
Итак, жилой дом в стиле модерн, реконструирован в 1901—1905 годах по проекту архитектора Ф. О. Шехтеля.
Сразу же привлекает внимание центральная часть особняка, особенно большой кружевной кованый балкон. Балкон декоративный. Он примыкает к фасаду, не соединяясь с внутренними помещениями. Экскурсовод пояснила, что это такая фишка: архитектор хотел сделать из строгого классического фасада фантазийный и ассиметричный, и для композиции ему по зарез нужен был балкон. На уровне пола второго этажа разместить его не получилось. Обратите внимание, что балкон и так висит практически над головами прохожих, это при том, что внутри он находится на уровне окна, то есть выходить на него можно, только перелезая через подоконник.
Первый этаж особняка стал подвалом вследствие того, что культурный слой Тверского бульвара вырос на 70 см. Здесь расположены хозяйственные помещения.
Пол первого этажа. Сделан из мелкой и очень искристой мозаики, выглядит так, как будто в помещении прошел дождь. Не оригинальный конечно, придумка нашего времени.
Второй этаж представляет собой анфиладу парадных залов, каждый из которых автор оформил в определенном историческом стиле: «Романский зал», «Египетский зал», «Рокайльная комната», «Греческий зал», «Классический зал», «Кабинет», «Аванзал» и «Будуар».
Шехтель решил оставить причудливое многоуровневое внутреннее устройство дома, но убрал перегородки, соединявшие левый и правый флигели с домом.
Интересный декор в малой гостиной – розы и листья. За счет этого гостиная кажется какой-то женской. По словам экскурсовода, действительно была предназначена для жены хозяина дома.
Хозяйка принимала активное участие в бизнесе мужа, а позже, после его смерти, единолично вела дела. Поэтому у нее есть свой кабинет. Мне показалось очень милым, что такое женское пространство примыкает к более темной мужской зоне, на сайте особняка это место описывается как готический кабинет или кабинет хозяина дома.
От кабинета осталось одно название, рабочее место сменила мягкая группа, так что комната больше смахивает на сигарную.
Романская гостиная – один из самых странных интерьеров особняка, высотой в два этажа. Честно говоря, на замок феодала похоже не очень, скорее на некую странную церковь. Огромный камин под романику, люстра в югенстиле, говорят, что трофейная и привезена из Германии, но в египетском зале бра, которые точно повторяют форму люстры, так что больше похоже на то, что она все-таки разработана для данного интерьера.
Витраж высокого окна, выходящего на Тверской бульвар, с изображение виноградной лозы, настенные причудливые росписи. Не хватает только длинных массивных столов и скамьей. Я бы не хотела каждый день здесь обедать.
Почти все камины декоративные, так как Шехтель использовал английские батареи, водяное отопление с собственной котельной и приточную вентиляцию.
Во время разработки проекта Шехтель был загружен другой работой, поэтому многие делали в интерьере повторяют те моменты, которые он посчитал удачными в других своих домах.
Основное украшение Рокайльной комнаты — потолок с лепным точечным плафоном – одно из новаторских решений Шехтеля - и лепниной в виде крупных завитков и сидящих на них томных декадентских дам. Что удивляет, Шехтель не имел инженерного образования и, на момент реконструкции особняка, архитектурного тоже.
Тот же самый прием он применил в особняке Дзержинской.
В классическом зале очень понравился потолок в стиле позднего ренессанса, декорирован плоским барельефом на морскую тематику.
Египетский зал выглядит весьма своеобразно. Вроде как танцевальный зал, в бежево-золотых оттенках, но похоже на стилизованное под Египет местечковое кафе. Стены украшены группами вертикальных полос с иероглифами между ними. В центре потолка плафон в виде символического изображения Ра, бога Солнца Древнего Египта.
К сожалению, не сохранилась мебель того периода и сложно оценить по достоинству всю красоту этих залов. Плюс особняк постоянно сдается в аренду под мероприятия и это видно.
Могу сказать одно: этот дом можно посетить для общего развития. Но на мой взгляд, у Шехтеля есть более удачные проекты.
Комментарии
Комментариев пока нет. Добавьте первый комментарий ...