Особняк Смирнова на Тверском бульваре

Мы с моей командой решили культурно просветиться и посетить один из ключевых памятников московского модерна и одну из самых известных построек архитектора Шехтеля - особняк Смирнова на Тверском бульваре. Сие мероприятие получилось весьма занятным и, хочу сказать, мы отлично провели время. Как вы уже знаете, если часто читаете мои статьи, этот стиль мне безумно интересен, хотя нынче он непопулярен, в основном потому, что сделать его по-нормальному крайне сложно. Доступ в особняк ограничен, попасть можно только в составе группы.

Итак, жилой дом в стиле модерн, реконструирован в 1901—1905 годах по проекту архитектора Ф. О. Шехтеля.

Сразу же привлекает внимание центральная часть особняка, особенно большой кружевной кованый балкон. Балкон декоративный. Он примыкает к фасаду, не соединяясь с внутренними помещениями. Экскурсовод пояснила, что это такая фишка: архитектор хотел сделать из строгого классического фасада фантазийный и ассиметричный, и для композиции ему по зарез нужен был балкон. На уровне пола второго этажа разместить его не получилось. Обратите внимание, что балкон и так висит практически над головами прохожих, это при том, что внутри он находится на уровне окна, то есть выходить на него можно, только перелезая через подоконник.

Балкон на фасаде особняка Смирнова

Первый этаж особняка стал подвалом вследствие того, что культурный слой Тверского бульвара вырос на 70 см. Здесь расположены хозяйственные помещения.

Пол первого этажа особняка Смирнова

Пол первого этажа. Сделан из мелкой и очень искристой мозаики, выглядит так, как будто в помещении прошел дождь. Не оригинальный конечно, придумка нашего времени.

Второй этаж представляет собой анфиладу парадных залов, каждый из которых автор оформил в определенном историческом стиле: «Романский зал», «Египетский зал», «Рокайльная комната», «Греческий зал», «Классический зал», «Кабинет», «Аванзал» и «Будуар».

План особняка Смирнова в Москве

Источник фото: dom-smirnova.ru

Шехтель решил оставить причудливое многоуровневое внутреннее устройство дома, но убрал перегородки, соединявшие левый и правый флигели с домом.

Интересный декор в малой гостиной – розы и листья. За счет этого гостиная кажется какой-то женской. По словам экскурсовода, действительно была предназначена для жены хозяина дома.

Гостиная жены хозяина дома

Хозяйка принимала активное участие в бизнесе мужа, а позже, после его смерти, единолично вела дела. Поэтому у нее есть свой кабинет. Мне показалось очень милым, что такое женское пространство примыкает к более темной мужской зоне, на сайте особняка это место описывается как готический кабинет или кабинет хозяина дома.

Окна из хозяйского кабинета

Обои в кабинете жены П.П. Смирнова

От кабинета осталось одно название, рабочее место сменила мягкая группа, так что комната больше смахивает на сигарную.

Романская гостиная – один из самых странных интерьеров особняка, высотой в два этажа. Честно говоря, на замок феодала похоже не очень, скорее на некую странную церковь. Огромный камин под романику, люстра в югенстиле, говорят, что трофейная и привезена из Германии, но в египетском зале бра, которые точно повторяют форму люстры, так что больше похоже на то, что она все-таки разработана для данного интерьера.

Люстра в центральной гостиной особняка Смирнова

Витраж высокого окна, выходящего на Тверской бульвар, с изображение виноградной лозы, настенные причудливые росписи. Не хватает только длинных массивных столов и скамьей. Я бы не хотела каждый день здесь обедать.

Окно с витражом в готической гостиной особняка

Витражные окна в особняке Смирнова

Свод пололка с люстрой в готической гостиной

Почти все камины декоративные, так как Шехтель использовал английские батареи, водяное отопление с собственной котельной и приточную вентиляцию.

Знаменитый большой камин в особняке Смирнова

Во время разработки проекта Шехтель был загружен другой работой, поэтому многие делали в интерьере повторяют те моменты, которые он посчитал удачными в других своих домах.

Основное украшение Рокайльной комнаты — потолок с лепным точечным плафоном – одно из новаторских решений Шехтеля - и лепниной в виде крупных завитков и сидящих на них томных декадентских дам. Что удивляет, Шехтель не имел инженерного образования и, на момент реконструкции особняка, архитектурного тоже.

Потолок с встроенными светильниками в особняке Смирнова

Потолок с встроенными светильниками в особняке Смирнова

Тот же самый прием он применил в особняке Дзержинской.

Потолок в особняке Дзержинской, архитектора Шехтеля

Источник фото: bdb-2000.livejournal.com

В классическом зале очень понравился потолок в стиле позднего ренессанса, декорирован плоским барельефом на морскую тематику.

Потолок в классическом стиле в особняке Смирнова

Потолок в классическом стиле в особняке Смирнова

Египетский зал выглядит весьма своеобразно. Вроде как танцевальный зал, в бежево-золотых оттенках, но похоже на стилизованное под Египет местечковое кафе. Стены украшены группами вертикальных полос с иероглифами между ними. В центре потолка плафон в виде символического изображения Ра, бога Солнца Древнего Египта.

Египетский зал в особняке Смирнова в Москве

Потолок египетского зала

К сожалению, не сохранилась мебель того периода и сложно оценить по достоинству всю красоту этих залов. Плюс особняк постоянно сдается в аренду под мероприятия и это видно.

Могу сказать одно: этот дом можно посетить для общего развития. Но на мой взгляд, у Шехтеля есть более удачные проекты.


Понравилась статья? – Поделитесь в соцсетях или оставьте комментарий


 

Комментариев еще нет.

Оставить комментарий