Светодизайн своими руками
Типичные ошибки светодизайна
Светодизайн – отдельное направление в дизайне интерьеров и экстерьеров. Для того, чтобы все правильно рассчитать, нужно обладать инженерным образованием и знать параметры устройств. Какие приборы подходят для конкретной зоны, а какие не очень. То, что это не простой вопрос, подтверждает наличие большого количества статей и видео записей по запросу «ошибки светодизайна».
Я сама недавно присутствовала на мастер-классе по светодизайну, где обсуждали ошибки, которые совершают дизайнеры в своих проектах. Если профессионалы ошибаются, то как же сложно должно быть обычным людям, которые самостоятельно делают ремонт? В наше время, когда все больше людей стараются сэкономить, многие отказываются от услуг дизайнеров и пытаются сделать ремонт собственными силами. В таком случае ошибки неизбежны, поскольку опыта у человека, который делает это в первый раз, явно недостаточно. И даже если у него это не первый ремонт, все равно можно легко ошибиться.
Скупой платит дважды
Прежде чем обсуждать интерьерный свет, я бы хотела сделать одно замечание по поводу экстерьерного освещения. Если вы хотите сэкономить, то не берите самые дешевые китайские светильники неизвестных брендов. Помните, что скупой платит дважды! Дешевые китайские светильники, установленные на улице, очень быстро выходят из строя. Влагозащита у них очень плохая, несмотря на надписи на упаковке и заверения продавцов. Починить заржавевший, замкнувший светильник будет очень сложно, если вообще возможно. Вам придется их менять на «нормальные». Дешевле купить продукцию известной фирмы с хорошей репутацией.
Не освещайте воздух
Самое первое, что нужно понять в контексте освещения интерьера – это то, что воздух не светится. Светятся поверхности. Собственно, мы видим отраженный от этих поверхностей свет.
Поэтому, если вы берете модные сейчас встраиваемые светильники, они должны иметь широкий угол рассеивания. Если вы ошибетесь и поставите лампу с узким лучом, то при одинаковой мощности широкой и узкой лампы во втором случае в помещении будет темнее.
Как вы можете видеть у представленных двух светильников примерно одинаковые характеристики, за исключением угла рассеивания - 120 и 36 соответственно. Освещать узкими лучами помещение – не лучшая идея. Свет в интерьере делится на три основных категории – общий, локальный и акцентирующий. Светильники с узким лучом предназначаются для локальной подсветки объекта внимания. Они дают красивую подсветку предмета или поверхности, если они достаточно близко к ней расположены, но в качестве общего освещения они практически бесполезны.
Многие дорогие материалы (фактурные штукатурки и плитки, художественные рельефы) остро нуждаются в подсветке, если оставить только общее освещение, то они выглядят плоско и непривлекательно. Светильники с узким углом рассеивания задают ритм, придают драматичности интерьеру и подчеркивают рельеф. Но, повторюсь, они не заменяют общее освещение, это акцентирующий световой декор.
Мало света
Проблема недостаточной освещенности может также происходить и из желания сэкономить. Вместо того, чтобы комбинировать между собой локальное и общее освещение, люди предпочитают просто повесить большую люстру в центр и думают, что у них все будет хорошо. А хорошо не будет. Люстра с большим количеством ламп пересвечивает тот участок, который находится непосредственно под ней и недосвечивает места, необходимые для конкретных занятий: чтения, хобби, работы. Она также не дает зонировать помещение, объединяя все, что попадает в радиус ее действия. Кроме того, единственный источник света – это так скучно. Как говорили еще в Древней Греции, нужно соблюдать меру и пропорции, тогда все будет гармонично.
Кстати, некоторые люди думают, что если они повесят на кухне большую люстру, то им хватит света для рабочей поверхности. Не хватит. В этом случае вы просто сами собой будете создавать тень и работать будет некомфортно. Над рабочей поверхностью обязательно нужно иметь локальную подсветку.
Много света
Обратная ситуация, когда света слишком много, тоже встречается, если изначально не был продуман проект. Человек как рассуждает: «Нужна светодиодная подсветка – это раз. Нужна люстра – это два. Нужны бра к люстре – куда же без них. Еще добавим точечные светильники по всему периметру – я у соседа видел, нормально получилось. Ну и зеркала конечно надо поставить. Я тут в журнале читал, что они пространство расширяют. А еще мы вот сюда в полстены телевизор сделаем. Да, и еще надо не забыть про торшеры. Думаю, парочка будет нормально». И потом, когда все это включается одновременно, находится в помещении становится очень некомфортно.
Конечно, можно все одновременно не включать, но тогда получается, что на какие-то элементы зря потрачены деньги, поскольку большую часть времени они выключены и ими не пользуются. Хорошо еще, если светильники разных видов. А если просто перебор в количестве точечников, и они все на одной клавише? Вопрос пересвета можно проигнорировать, если у вас есть диммер, но вы все равно переплатили.
Разная цветовая температура
Довольно распространенной ошибкой является то, что люди забывают про цветовую температуру ламп. В пределах одного помещения цветовая температура источников должна быть одинаковой.
Свет, исходящий от источника, может казаться желтым, белым или голубым. Если у вас нет единого проекта и вы покупаете светильники в разных местах в разное время, то вы легко можете ошибиться и купить лампы с разной цветовой температурой.
Следует также учитывать открытые двери. Если в соседнем помещении свет другого цвета и вы постоянно это видите через открытую межкомнатную дверь, то это не создает гармонию в интерьере, а как раз совсем наоборот.
Блики и отражения
Если вы делаете дизайн самостоятельно и без проекта, то может случится так, что вы приклеили куда-то светодиодную ленту, а потом, поставив диван или кресло, вы обнаруживаете, что эта лента светит вам прямо в глаза. Такое может произойти, если вы не учли отражение от поверхностей. При ремонте все было нормально, а потом повесили телевизор и смотреть его невозможно: в экран попадают отблески от подсветки.
Именно поэтому подсветка обычно сверху закрывается пластиковой накладкой – рассеиваетелем. В бюджетных проектах, где считают каждую копейку, иногда можно наблюдать отражение светодиодной подсветки в натяжном глянцевом потолке. Выглядит это не очень здорово. А почему? – Сэкономили на рассеивателе.
Отсутствие рассеивателя может также стать неожиданной неприятностью, если вы решите сделать модный сейчас подсвеченный натуральный камень.
Если вы просто разместите световую ленту за плиткой, то получите некрасивые световые линии. Чтобы это не происходило, нужно использовать рассеянный свет, а также устанавливать плитку на некотором расстоянии от ленты. Рекомендуется не менее 10 см.
Не все йогурты одинаково полезны
Мы привыкли сравнивать лампы по их мощности. Мощность ламп выражается в ваттах. Можно легко ошибиться, если сравнивать лампы только по ваттам. Свет от ламп с разной цветовой температурой, но с одинаковой ваттностью будет восприниматься по-разному. Лампы с холодным светом будут казаться ярче.
Или вот другой пример – в первой лампе мощность 10 ватт, а во второй 13. Какая дает больше света? Вы можете сказать, что та, у которой 13 ватт. Она же мощнее.
На самом деле все зависит от светового потока, который измеряется в люменах. В данном примере лампа с меньшей мощностью имеет больший световой поток и будет светить ярче.
Но тут возникает еще один параметр – высота потолков. Лампы с одним и тем же световым потоком в помещении с высокими потолками и со стандартными 2.70 будут восприниматься по-разному. Для большего пространства нужно больше света.
Здесь мы подходим к самому главному – к освещенности, которая измеряется в люксах. Формула довольно простая: берем люмены (световой поток) и делим на освещаемые квадратные метры. Вы можете подумать, что это очень просто. Есть кухня в семь метров, делим люмены на семь и получаем искомое. Не совсем так. Нужно сложить площадь всех поверхностей, на которые падает свет – пола, потолка и стен и уже на эту общую площадь делить световой поток. Именно поэтому, высота потолка меняет освещенность. Общая площадь пространства становится больше, освещенность снижается.
Нормы освещенности вы легко можете найти в интернете, есть специальный СНиП. Для справки приведу наиболее употребимые для частного жилья.
Помещение | Люксы на м2 |
Ванна, туалет | 50 |
Коридор, холл | 50 |
Детская комната | 200 |
Жилая комната | 150 |
Кухня | 150 |
Лестница | 20 |
Рабочий кабинет | 300 |
Вам остается только подобрать в интернете характеристики светового потока нужных вам светильников. Посчитать площадь всех поверхностей. И сравнить со стандартными значениями. И вы приблизительно будете понимать, сколько света у вас будет в помещении – много, мало или достаточно.
Если вы уже сделали ремонт, и вы хотите измерить освещенность, это можно сделать при помощи любого современного мобильного телефона. В большинство смартфонов встроен датчик освещенности, который управляет яркостью экрана. Достаточно просто поставить специальное приложение.
Вот для сравнения моя собственная кухня. Без подсветки над рабочей поверхностью.
И с подсветкой.
Судя по этому приложению, у меня все в порядке. Правда, наши российские СНиП оказались меньше, чем иностранные. Так что делайте расчет с небольшим запасом. Не повредит.
Размещение светильников
Ко мне часто обращаются люди с наполовину сделанным ремонтом с просьбой помочь с дизайном одного помещения или что-то подправить. Результат собственных усилий им не очень нравится, но почему и что с этим делать, им неясно. Непродуманное размещение светильников- это одна из самых типичных ошибок. Это больше относится в целом к дизайну интерьера, чем собственно к светодизайну: интенсивность, температура, подсветка - вопросы глубокие, но даже расположение основных светильников часто становится источником неприятностей.
В основном, конечно, вешают одну люстру посередине, как я писала выше, забывают при этом про настенные светильники, игнорируют возможность сделать подвесы там, где они бы очень пригодились.
Довольно часто встречающаяся ошибка – это слишком низко подвешенная люстра.
Не буду скрывать, но и я однажды ошиблась с длинной люстры в одном из проектов. В каталоге производителя была указана высота. Мы с клиентом сказали OK.
А когда люстра пришла на объект, оказалось, что эта высота не включает в себя длину цепи и верхнего крепежа. В итоге, люстра стала длиннее в два раза. На что я не рассчитывала. Пришлось удалить цепь и разрезать декоративную чашку, закрывающую провода. Иначе ее было не поставить.
Также часто бывает, что в помещении несколько зон, а светильник один в геометрическом центре потолка, без учета расположения шкафов, штор и так далее. То есть свет неотцентрирован ни с одной из зон. Все перечисленное очень плохо и после чистовой отделки практически неисправимо. Если провод в стене не заложен, то потом его уже не протащишь, если только не начинать ремонт заново.
Бывает также, что про бра не забыли, но лучше бы забыли: выводят единственное и маленькое в центре большой стены, и ему там очень холодно и одиноко.
Какое бра ни повесь на данный вывод – читать будет некомфортно в любом случае. Придется ставить светильники на прикроватные тумбочки, но под них нет розеток. Придется тащить удлинитель. И все вместе будет выглядеть ужасно.
Часто выводят бра, отступив равные расстояния от углов, а потом оказывается, что диван стоит не по центру стены, потому что телевизор напротив смещен, таким образом диван и бра имеют разные оси. Делают настенные светильники на неправильной высоте: например, бра с направленными вверх плафонами и креплением в нижней части устанавливаются на выводах, предназначенных для бра, которые направлены вниз, то есть получаются слишком высоко.
Иногда светильники вылезают в случайных местах без всякой логики, как грибы после дождя: например, есть светильник на стене, противоположной изголовью кровати, на которой висит телевизор, но при этом нет ни выводов для бра над тумбочками, ни розеток для настольных ламп… А еще бывают выключатели основного света, которые оказались за открытой дверью. То есть вы сначала входите, в темноте закрываете дверь, потом включаете свет.
О хорошем
Ошибки вгоняют меня в тоску. Давайте поговорим о приятном: о проектах, где освещение разнообразно, правильно расположено, одной температуры, и вообще все прекрасно. Что еще полезно учесть?
При помощи освещения также, как и при помощи цвета, можно менять пропорции помещения. Комнату можно расширить, если равномерно подсветить плоскости стен, правда, это зрительно уменьшает высоту потолков. Можно скорректировать слишком вытянутую комнату (у меня одна клиентка называет такие комнаты «вагон поезда»), подсветив короткие стены.
Еще освещение влияет на цвет, искажает его. Поэтому текстиль к обоям всегда лучше выбирать на объекте. У меня был случай, когда мы поехали с клиенткой выбирать шторы, захватив кусок обоев. В салоне к ним идеально подходила одна ткань, а когда ее приложили на объекте, оказалось, что лучше другая.
Пока вы обдумываете, как сделать свою жизнь светлее, учтите также, что если у вас дом, то может пригодиться то, что по-умному называется «световой сценарий». Как я это понимаю, это какие группы светильников обычно используются одновременно, и как они комбинируются. Для тех, у кого не дом, выражение все равно полезное: представляете, у вас спрашивают, как ремонт продвигается, а вы такой: «Поэтапно. Я сейчас согласовываю световой сценарий с учетом зонирования при помощи локальных источников света». 🙂
Если после прочтения данного поста у вас возникли какие-то вопросы или впечатления, то вы можете оставить их в комментариях ниже. Я с удовольствием на них отвечу.
Комментарии
Комментариев пока нет. Добавьте первый комментарий ...