Стиль Прованс в интерьере, которого на самом деле нет
Запрос «Прованс в интерьере» крайне популярен во всех поисковых системах, если Вы его введете, то получите гигантское количество ссылок. Вот к примеру Яндекс Вордстат. Больше двадцать одной тысячи показов за месяц.
Прованс, один из самых популярных интерьерных стилей в России. Каждая вторая заказчица хочет стиль Прованс для квартиры или дома. Особенно дома. Это и понятно, интерьер получается мягкий, женственный, неброский и приятный для ежедневного использования. Я тоже сделала один из своих проектов в этом стиле смотреть проект. Однако не все эксперты признают в Провансе отдельный стиль, и на этом я хотела бы остановиться подробнее.
Мне на недавний день рождения подарили кучу книг, естественно об интерьерах, архитектуре и дизайне интерьера. Одна из них – это книга Джудит Миллер «Мебель. Все стили от древности до современности». Это буквально энциклопедия мебели и мебельных стилей. Подробный обзор мебели за 6000 лет существования современной человеческой цивилизации (т.е. от 4000 года до Н.Э и по конец 20-ого века).
Эту книгу писала команда высококлассных мебельных экспертов – историки, искусствоведы, антиквары, а также эксперты различных аукционных домов, в частности Sotheby’s и Christies. Книга содержит огромное количество профессиональных фотографий мебели в представленных в ней стилях. Что это за стили?
Ренессанс, Барокко, Рококо, Стиль Людовика XV, Стиль Королевы Анны, Неоготика, Шинуазри (Китайский), Георгианский, Неоклассицизм, Густавианский, Федеративный (Американский), Ампир, Бидермейер, Эклектика (Английский историзм), Движение за эстетизм, Движение искусств и ремесел, Моддерн (Арт Нуво), Арт Деко, Модернизм, (отдельно) Модернизм середины XX века, Поп-дизайн (Поп-арт), Постмодернизм.
Ничего не замечаете? Прованса нет!
Можно подумать, что это какой-то маленький по времени стиль и ему поэтому не отвели место. Но в этом списке есть «Движение за эстетизм» и «Английский историзм». Не ахти какие стили, скорее ответвления и направления. Я бы даже сказала, что Английский историзм вырос на английской почве также, как Прованс на французской. И Провансу можно было уделить ровно столько же внимания.
Может все дело в том, что это коллектив иностранных авторов? И на Западе – в Европе и Америке – Прованс не распространен. Это странно, учитывая то, сколько мебели в этом стиле производят в Китае, Италии и Франции и потом с успехом продают.
Хорошо, давайте возьмем отечественного автора – И.В. Блохина. Архитектура. Всемирная история архитектуры и стилей.
Вот содержание данной книги:
Лично я никакого Прованса здесь не вижу.
Ладно. Это архитектура, а Прованс - это стиль в интерьере. Допустим, что так. Давайте обратимся к самому авторитетному мировому источнику, на который ссылаются все и при любом случае – к Википедии.
Как ни странно, но статьи про Прованс, как стиль оформления интерьера здесь нет вообще! Обратите внимание, что слово «прованс» не подсвечено синим, а значит под ним нет ссылки на статью.
Какой-то мифический стиль, которого нет в достаточно авторитетных энциклопедиях, но при этом его хотят половина заказчиков и мебельные магазины просто завалены мебелью в этом стиле. Это просто какой-то заговор, право слово.
Я раньше писала о том, что такое большой стиль в интерьере читать статью, что он должен охватывать все сферы культуры. Стилистика Прованса скорее географическая, чем историческая. У нее есть ряд особенностей, например, крашеная и потертая мебель, червоточинки, кремовый и белый цвет, а также цвета, будто бы выцветшие от времени. Кружевной текстиль, много предметов, которые создают ощущение наследования и поколений, проживающих в одном и том же доме. Кованые элементы, балки, белые кирпичные кладки. В целом Прованс легко узнать.
Однако мы не можем говорить о том, что этот стиль изобрел что-то принципиально новое по форме и даже по цвету. Не говоря уже о том, что такого понятия, как архитектура прованса, просто не существует. Все, что в нем есть, он заимствовал из других стилей, причем речь идет именно о смешении предметов, а не элементов разных эпох в одном предмете. Он эклектичен и в основном опирается на предметы эпохи рококо.
Смешение всего со всем – это также признак постмодернизма, течения, которое, начиная с 70-х годов, стало основным и господствует и по сей день. Прованс опирается на те же предпосылки, поэтому он столько популярен. Но если для постмодернизма характерен замес исторического и совсем нового (предметы дизайна 20 века), то для Прованса смесь обычно держится в рамках, отсылающих к Людовикам, т.е. на барокко, рококо и неоклассицизме, только все они закрашены белой патиной и декорированы льном. Я думаю, что в какой-то степени Прованс более понятен непрофессионалам, он объемлет широкие пласты стиля, все завязывается по цвету, поэтому ошибиться довольно сложно, это такой “безопасный” и более буржуазный вариант оформления.
Для многих этот стиль ассоциируется со спокойствием и домашним благополучием, ведь на первый взгляд он менее суетлив, чем более активный и провокационный фьюжн. Это впечатление обманчиво, но тем не менее, сделать хорошие интерьеры в стиле Прованс все же можно, вопрос в том, чтобы они не были чересчур предсказуемыми или приторно-сладкими, такой риск всегда есть.
В общем, фактов Прованса в виде стиля историками искусств не зафиксировано, и весь Прованс у нас в голове, или, лучше сказать, в глазах смотрящего. Из практики могу только добавить, что каждый это направление понимает по-своему, поэтому при обсуждении стилистики желательно всегда опираться на конкретные изображения.
Комментарии
Комментариев пока нет. Добавьте первый комментарий ...