Что такое Большой стиль в интерьере
Или почему Арт Деко последний Большой стиль,
а Хай Тек нет
Вопрос вынесенный в заголовок статьи «Что такое Большой стиль в интерьере и почему Арт Деко последний Большой стиль, а Хай Тек нет» возник совершенно случайно в результате нашей с мужем прогулки по зимнему Петербургу. Я хотела посмотреть в этом городе архитектуру и интерьеры, что мне вполне удалось, а в момент перемещения от одного объекта к другому, мы активно обсуждали увиденное. И в какой-то момент мы заговорили о стилях, и он вспомнил наши походы на различные интерьерные мастер-классы, различных авторитетных и не очень деятелей сферы дизайна интерьеров. И на этих выступлениях мы неоднократно слышали фразу: «… ну, и Арт Деко, как последний Большой стиль в интерьере…», в различных вариантах и комбинациях, но всегда в одной фразе были слова: «последний + большой + Арт Деко».
И вот мы идем по Питеру, и мой муж выдает фразу: «Слушай, а почему Арт Деко последний Большой стиль? Есть же еще Хай Тек». Меня эта фраза поставила в тупик. Так иногда случается, когда ты принимаешь какую-то информацию на веру, поскольку ее преподнес авторитетный человек. Ты с ней соглашаешься и не проверяешь. А потом – бац! И происходит маленькое озарение.
В процессе нашей беседы я пыталась возразить, что Большой стиль – это когда все сферы деятельности человека оказываются затронуты данным стилем. Если брать все тот же Арт Деко, то он отразился в интерьере, экстерьере (архитектуре), литературе, живописи, автомобилях, одежде и т.д. На что получила ответ, что Хай Тек есть:
В интерьере
В архитектуре
В дизайне автомобилей
В дизайне одежды
В литературе и кино
По большому счету, многие произведения научной фантастики и в частности, кибер-панка, можно отнести к литературе в стиле Хай Тек. Например, знаменитый «Джони Мнемоник», чем не Хай Тек?
В мебели
Меня эти аргументы удивили, поскольку я не думала раньше, что Хай Тек может быть Большим стилем. И решила исследовать этот вопрос более подробно.
Оказалось, что информацию найти не так просто. Если вы задаете вопрос поисковику, про «Большой стиль в интерьере», то получаете огромное количество статей про все возможные интерьерные стили, но в них нет ответа на искомый вопрос. Если пытаетесь спросить тоже самое у Википедии, то получаете огромное количество статей про различные стили, как и в поисковике.
И вот, в процессе поисков я натыкаюсь на исследование «Определение стиля. Понятия "индивидуальный" и "большой" стиль». И что же я там нахожу? Цитирую:
«Сейчас, в современном мире, в дизайне, на мой взгляд, не преобладает определенный стиль. Это связанно с тем, что идет тенденция на индивидуальность каждого человека. Нет общности, каждый сам за себя, каждый творит то, во что горазд. Данная проблема стиля меня заинтересовала, потому что приблизительно в течение уже 70 лет не возникает «большого стиля». Устоявшегося стиля нет».
Эта часть подтверждает утверждение, что Арт Деко последний. Идем дальше.
«Чаще всего авторы имеют в виду так называемые «большие» стили, объемлющие различные сферы культуры. «...Стиль, во-первых, захватывает в свою орбиту все виды пластических искусств, включая архитектуру и декоративно-прикладные изделия; во-вторых, обладает определенной общностью художественного языка, общей системой выразительных средств и приемов...» - пишет Н.А. Дмитриева».
Так, а вот это подтверждает, что Хай Тек большой стиль, поскольку его можно найти в различных сферах. Может дело в том, что стиль должен быть изолированным и занимать собой «все пространство»? Оказывается, что нет. Цитирую четвертый признак Большого стиля:
«В-четвертых, на стиль не распространяется закон неодновременности. Наряду со стилевыми выражениями продолжают существовать только традиционные формы, близкие архаичным и не составляющие оппозиции «большому» стилю».
Классические формы существуют совместно с Большим стилем и с ним не конфликтуют. Как тут не вспомнить стиль Фьюжен, где мебель Хай Тек ставится в Классический интерьер.
Так в чем же дело? Почему Хай Тек не последний? И в самом конце этой академической работы я нахожу ответ на свой вопрос.
«Хотя, с другой стороны, может сейчас идет период возникновения, зарождения какого-либо «большого стиля», ведь «для человека, находящегося «внутри» стиля, он выступает чем-то совершенно естественным, даже если вызывает удивление или насмешку соседей или потомков».
Вот в чем дело, мы сейчас внутри стиля! А большое, как известно, видится на расстоянии. Т.е. пройдет всего лишь 50 лет и последним большим стилем станет Хай Тек. Надо просто немного подождать.
P.S. Кстати, в этой работе приведены интересные примеры типизации и категоризации различных интерьерных стилей. Например, приводится ссылка на «Закат Европы» Шпенглера:
«Он считает, что Готика и Барокко не различные стили: «Это юность и старость одной и той же совокупности форм: зреющий и созревший стиль Запада»».
Или приводится мнение, что Арт Деко и Арт Нуво не самостоятельные стили, а просто этапы развития стиля Модерн.
Весьма любопытно, есть о чем подумать.
Комментарии
Комментариев пока нет. Добавьте первый комментарий ...