Время как элемент в дизайне интерьеров
Дизайн интерьера работает прежде всего с формой, поэтому его можно отнести скорее к пространственным видам искусства (туда же относятся архитектура и скульптура), а не к временным (например, музыка) или пространственно-временным (таким, как танец или театральное искусство). Но означает ли это, что время не играет никакой роли в дизайне интерьеров? Хороший дизайнер учитывает в своей работе множество факторов, и время – один из них.
Время как параметр износа материалов
Стилистика интерьера накладывает определенные требования к тому, как стареют отделочные материалы в процессе эксплуатации. Например, сколы или царапины на глянцевых поверхностях для стиля Хай-тек будут восприниматься как знак небрежного отношения к интерьеру, или признак отсутствия средств для замены или реставрации. Этот стиль требует всего новейшего и передового, в нем все должно выглядеть идеально новым.
А для такого стиля, как Прованс или Шебби шик все с точностью наоборот: чем потертее, тем лучше. Потертость говорит о наследственности в интерьере, поэтому даже тот интерьер, который создается с нуля, должен выглядеть так, как будто им пользовались поколения семьи заказчика.
Для классических стилей, я имею ввиду Классицизм, Барокко, Рококо, все менее однозначно: с одной стороны, это вам не домик в деревне, где еще прадедушка отбил ручку у семейного графина, но с другой стороны, гораздо лучше, если сделанные в наше время предметы обстановки выглядят, как антиквариат: нечто ценное и даже древнее, на что время наложило свой отпечаток. Ткани обивки, деревянные и металлические поверхности должны оставлять ощущение, что их ухоженность - результат постоянной заботы, а не времен и их приобретения. Откровенный новодел в таких случаях выглядит пошло, либо мы говорим уже не о классических стилях, а об Эклектике.
Кстати, об эклектике: очень распространенный прием - смешение в одном пространстве откровенно классических и совсем новых вещей. Причем необязательно, чтобы старые вещи были антикварными, достаточно и того, чтобы по внешнему виду их можно было отнести к определенной эпохе. Владелец такого интерьера как бы заявляет: “Да, у меня есть наследие от других поколений, и я его очень ценю, но в то же время я хочу идти в ногу со временем и умею критически относиться к себе и своему окружению”. Фьюжн всегда подразумевает долю здоровой иронии и снижение пафоса.
Время воздействует на разные материалы по-разному, поэтому, если вы не собираетесь делать ремонт каждые пять лет, я рекомендую натуральные материалы. Пластик и лак со временем облупливаются и дряхлеют, а натуральная кожа, дерево или мрамор – только выигрывают.
Время как воздействие внешней среды
Чередование дня и ночи, смена зимы и лета оказывают влияние на интерьер. Конечно, это воздействие связано с освещением. В других статьях я уже упоминала о роли искусственного освещения для создания правильной атмосферы, а в этой хочу лишь напомнить, что переход от яркого дневного освещения к закатным сумеркам и к темноте - это временной фактор. Хорошо продуманное локальное освещение помогает адаптировать интерьер к изменению природного света постепенно, поэтому выбирайте настенные бра и подсветку в дополнение к центральному плафону или люстре.
Смена сезонов также влияет на настроение обитателей интерьера: зимой хочется, чтобы он был уютнее, теплее, фактурнее, а летом - легче и менее загроможденным. Многие мои клиенты приобретают для интерьера два набора текстиля: шторы, скатерти и даже ковры меняются в зависимости от времени года.
Время как фактор восприятия при движении по определенному маршруту
Этот крайне интересный аспект времени относится больше к общественным помещениям, чем к жилым, так как он требует масштаба. Для того чтобы связать время и маршрут, маршрут должен быть более продолжительным, чем из кухни в комнату в однокомнатной квартире. Но если мы говорим, например, о движении по анфиладам дворца или от одного предела церкви к другому, то тут время вступает в свои права.
Идея в том, что пространство разворачивается перед зрителем в определенной, заранее продуманной последовательности. Еще в Древнем Египте общей чертой композиции храмовых комплексов было их развитие по одной оси. Экстерьер и интерьер сменяли друг друга и перемешивались, пока процессия двигалась по прямой от входа в храм к святилищу. Строители храмов задавали конкретный сценарий для движения людей в пространстве: сначала люди проходили по алее сфинксов или овнов, затем попадали в перистильный двор, после него в зал и оттуда только избранные можно пройти в святилище. С каждым шагом менялось пространство вокруг, переходя от яркой освещенности к тени внутренних дворов и полумраку крытых залов. По мере движения внутрь пространства уменьшались и затемнялись, таким образом нагнеталось и определенное душевное состояние.
Приемом разворачивания пространства по мере движения зодчие пользовались и в более поздние времена, в Афинах, где религиозные празднования часто проходили ночью и свет факелов играл тенями на барельефах по мере движения процессии.
Таких примеров масса, и не только в религиозных сооружениях. Тот же прием можно отследить и в плане Зимнего Дворца: анфилады комнат задают конкретный маршрут, а тот, кто по нему проходит, видит один интерьер за другим.
Интерьер как способ вложения денег
Время влияет на стоимость вашего интерьера. Одни предметы со временем дорожают или не теряют в цене, другие обесцениваются. Обесценивается то, что относится к трендам, поэтому те вещи, которые приобретаются в угоду моде, не должны занимать в интерьере более 10%. Выбирайте так, чтобы их легко было заменить на новые. В 2015 году основной цвет палитры Пантон – цвет вина Марсала. Производители активно предлагают текстиль, обивки, плитку в этом цвете. А через год всем будет понятно, что у вас в интерьере прошлогодний тренд.
Надеюсь, что мне удалось вас убедить, что время - это важный элемент дизайна интерьера. Конечно, это еще более важный элемент с точки зрения сроков проектирования и выполнения ремонтных работ, но это уже не про виды искусства. Если у вас появились мысли по этому поводу, пожалуйста, комментируйте тут или в Фейсбуке, может быть, мы найдем и другие взгляды, как время влияет на дизайн.
Комментарии
Комментариев пока нет. Добавьте первый комментарий ...