Правила дизайна 3. Композиционные приемы

И вот мы успешно объединили предметы по группам, создали области интереса, но интерьер почему-то выглядит чересчур однородным или разрозненным. Чего же не хватает? Тут помогут различные приемы, которые также используются и в живописи, в рекламе, в кино и при создании различных печатных материалов, да и в других видах деятельности, связанных с визуальным восприятием.

1. Ритм

Ритм облегчает восприятие. Он может быть основан как на простом повторении некоего предмета или формы (то есть вы ставите несколько одинаковых ваз или столиков), так и  на некоей закономерности изменения их свойств.

Повторение

Повторение

Растягиваем линию из одинаковых элементов. Такой прием хорошо подойдет, если есть большая незанятая стена, которую необходимо как-то декорировать, а также когда надо отделить одну зону от другой (например, ряд одинаковых растений в кадках, ряд колонн и так далее). Если места не хватает, то задумайтесь о ряде светильников, ряде одинаковых статуэток на длинной полке.

Повторение элементов дизайна

Ритм также достигается, когда последовательность из позиции, размера или цвета прерывается, а потом повторяется снова.

Принцип повторения в интерьере кафе

Ритмичность сохраняется и при последовательном изменении свойств предметов. Правда, для этого надо большее их количество, чтобы зрителю было понятно, какую идею вы продвигаете.  Меняться может количество, расстояние между элементами, их цвет, размер или форма. Важно, чтобы это происходило постепенно.

Повторение в интерьере магазина

2. Баланс

Идея баланса в том, чтобы не было сильного перекоса в сторону одной из групп, это создает дисгармонию.  Если обобщать, то баланс означает, что каждый предмет должен находиться в равновесии с другими. Это обширное понятие, которое включает в себя распределение масс, симметрию и асимметрию, и масштаб.

Принцип баланса в интерьере

Баланс основывается на визуальных массах предметом. Элементы одного «веса» входят в один класс и стоят на одной иерархической позиции.

Симметрия

Симметрия

Элементы с одной стороны симметричны элементам с другой. Симметрия широко применяется в классических интерьерах, и не только. Особенно я рекомендую симметрию в случаях, когда в интерьере много сложных негеометрических форм, которые с трудом составляются в группы. В таких случаях симметрия – палочка-выручалочка любого дизайнера.

Симметрия в интерьере

Радиальность

Радиальность

Частный случай осевой симметрии. Элементы располагаются вокруг центра на равном расстоянии от него.

Радиальность в интерьере

Асимметрия

Асиметрия

Элементы с одной стороны отличаются от элементов с другой. Асимметрию построить сложнее, но она выглядит интересной и динамичной.  Это любимый прием стиля либерти, но она применяется также и в тех стилях, которые работают с упрощенными геометрическими формами, прибавляя интереса и игры.

Асимметричность в интерьере

3. Масштаб и пропорции

Масштаб

Масштаб

В основе масштаба лежит соотношение размеров. Размеры не должны спорить между собой, большая часть проблем возникает, когда слишком крупную мебель пытаются запихнуть в тесное пространство.

Масштаб в интерьере

Пропорции

Пропорции

Соотношение – элементы подбираются в зависимости от визуальной гармонии. Например, по принципу «Золотого сечения».

Золотое сечение в архитектуре

Золотое сечение – очень распространённый принцип в архитектуре и дизайне. Он очень гармоничен из-за своей природности. Именно по этому принципу «построен» лист дерева, панцирь улитки или человеческое тело. Когда создавался новый дизайн Twitter, был взят именно этот принцип для шаблона страницы.

Принцип Золотого сечения

Чтобы получить пропорции золотого сечения в интерьере, нужно применять коэффициенты 0,618 и 1,618. Например, если вы хотите сделать многоуровневый потолок или часть стены отделать деревянными панелями, а на остальную часть поклеить обои. Возьмите размер и умножьте его на 0,618. Результат вычтите из исходного размера. У вас получится два числа с данной пропорцией.

4. Иерархичность

Хороший интерьер построен на игре ассоциаций, все предметы в нем рассказывают одну и ту же историю. Иерархия вносит в нашу историю рациональные нотки, и одновременно помогает “считать” историю в определенной последовательности.

Древовидная

Древовидная иерархия

Древовидная иерархия – элементы вытекают друг из друга, как ветки у дерева. Крупные переходят в средние, средние в мелкие.

Древовидная иерархия в интерьере

Сетевая

Сетевая иерархия

Сетевая иерархия – элементы логически вытекают друг из друга, образуя разветвленную сеть.

Сетевая иерархия в интерьере

Zaha Hadid's boutique for Stuart Weitzman. Hong Kong

Как вы видите, дизайн интерьеров – это очень просто! Это как играть на фортепьяно: достаточно в нужной последовательности нажимать на клавиши и получится музыка. И есть довольно большое количество людей, которые справляются с этой задачей весьма неплохо. Конечно, в реальности все несколько сложнее, но продолжая аналогию с фортепьяно, когда человек хочет научится играть, он приглашает репетитора. Репетитор не играет, он подсказывает, как это нужно правильно делать самому.

Если вы решили сделать дизайн интерьера сами, то можете пригласить меня для разовых консультаций. Учитывая, какое количество всякой информации вы уже прочитали (я, конечно, рассчитываю на то, что вы прочитали все три статьи из этого цикла), мы будем на одной волне. При помощи консультаций вы избежите распространенных ошибок, сэкономите бюджет и получите профессиональный качественный дизайн, сделанный вами по собственному вкусу.

Далее Часть первая: Группировка
Далее Часть вторая: Выделение центра

Комментариев еще нет.

Оставить комментарий