Алессандро Мендини и кресло Пруст | История дизайна
Китч! Это слово можно произнести с разной интонацией – Алессандро Мендини предпочитал гордость. Что такого в «банальном дизайне» известного миланца, который с середины прошлого века не оставляет равнодушных к себе?
Мендини работал с обычными вещами: мебелью, посудой, сантехникой. Он насыщал все это идеей, цветом, эмоцией. Именно последняя обеспечила дизайнеру поклонников среди известных критиков и обычных потребителей.
Алессандро Мендини вдохновляла литература и философия: в некоторых его предметах читаются отсылки к творчеству Руссо, Дидро, Прусту. Именно последнему посвящено одно из самых тиражируемых кресел прошлого века с одноименным названием – Proust Chair. Глядя на пеструю обивку и сложные формы возникает вопрос – причем тут Пруст? Автор отвечал просто: «Оно бы ему понравилось». На самом деле концепция не только в эстетической притягательности.
Интерьер для жилой единицы Ле Корбюзье, маленькое золотое кресло и лампа из трех колец – от Мендини.
Что такое Proust Chair?
Символ постмодернизма в итальянском дизайне был создан в 1978 году для дворца Палаццо деи Диаманти в Ферраре. Алессандро Мендини взял за основу классическое кресло в стиле барокко и обтянул его пестрой тканью, принт на которой был полностью списан с картины Поля Синьяка, известного художника-пуантилиста. «Досталось» и деревянному резному каркасу, который расписали в том же ключе.
Мендини и группа Алхимия
Итальянский дизайн в послевоенные годы придерживался принципа лаконичности и строгих выверенных форм. Творческие эксперименты не слишком приветствовались. Мендини в эти годы оказался в самом эпицентре радикально настроенных молодых дизайнеров, которым надоела концепция «хорошего вкуса», пресность и простота дизайна тех лет. После того как в 1970 году Алессандро Мендини становится во главе журнала «Casabella», его творческая личность взрывается подобно атомной бомбе. Мендини превращает журнал в сборник радикальных, почти анархических идей в области дизайна. Кроме Casabella, он также был директором журнала Домус и при его руководстве журнал выглядел вот так:
Алессандро Мендини создает сначала творческую группу Global Tools, потом Alchimia, объединяющие радикально настроенных архитекторов и предметных дизайнеров, протестовавших против хорошего вкуса холодного модернизма (отсюда гордость, с которой Мендини заявляет о китче). Вот цитата из его интервью 1998 для итальянского журнала Abitare, мой свободный перевод:
У каждого из нас в голове есть гораздо более ясное понятие дома, собирательный образ того жилья, которое у нас было, или о котором мы мечтали […]. Вопреки безликости серийного производства, личность испытывает потребность отделиться от серости функционализма. Интерьер становится декорациями частной жизни, частью театра, который представляет собой совокупность образов и воспоминаний, где каждый предмет участвует в создании “дома- сцены” […].»
Впоследствии именно группа Алхимия, а за ней группа Мемфис и создадут дизайн постмодернизма. Его принципами станут легкость и вольность в отношении форм, цвета, отсылок и заимствований. Ирония встанет во главу угла, щедро приправленная эротическими мотивами и фантазийными образами.
Основные черты дизайна Мендини:
- Красочность (в полной мере видны по креслу Пруст).
- Обращение к прошлому (Мастер крал как художник, и это делает его работы гораздо интеллектуальнее, чем, скажем, произведения группы Мемфис, отказавшейся от каких-либо культурологических исторических подтекстов).
- Игра. Все, что он делает, выглядит веселым и немного детским. Так что «банальный дизайн» на самом деле совсем даже не банальный в его исполнении.
- Часто название предмета содержит ключ к его интерпретации, например, «Энгр», «Хокусай», «Тернер», «Канова».
Концепция обивки
В кресле Пруст присутствуют все вышеперечисленные черт дизайна Алессандро Мендини, так что выбор в пользу именно такой эксцентричной обивки автор сделал не просто так. Все дело в том, что творчество Марселя Пруста и творчество художников-пуантилистов связано через импрессионизм. Его влияние прослеживается и в живописи, и в литературе. В живописи импрессионизм совершил настоящий переворот – он случился резко и быстро. Классическая живопись редко обращалась к теме портрета или пейзажа, считая их несерьезными. Импрессионисты перевернули эти представления, сделав ставку в своих полотнах не на большое и торжественное, а на маленькое и близкое. Первая выставка импрессионистов состоялась в 1874 году и поразила общественность: на полотнах прогуливающиеся люди, рабочие и прочие бытовые сюжеты из повседневной жизни.
Аналогичный путь совершила и литература. Первопроходцем в этом направлении был Лоренс Стерн, в его романе «Сентиментальное путешествие по Франции и Италии» читается описание чувств присущее импрессионизму и другие точки отсчета для литературы модерна. Марсель Пруст также следовал принципам импрессионизма, уделяя в своем творчестве внимание малому в составе большого. В его романах мир перестает быть субъективным, как и все впечатления, фокус внимания смещается с внешнего на внутренний: на настроение и субъективные ценности героев.
С импрессионизмом неразрывно связан и пуантилизм – техника, в которой создано полотно Поля Синька, ставшее основой для обивки кресла Пруст. Термин «пуантилизм» происходит от французского слова «точка» и является родственным такому слову как «пуанты». Эта техника живописи позволяет передать сиюминутное, мгновенное движение, живое, динамичное ощущение от происходящего. С помощью классических техник подобного эффекта достичь было невозможно. Рождение нового стиля произошло в 1885 году и связано и именем художника Жоржа Сера и в дальнейшем, его ученика, Поля Синька. Именно Синьяк сделал пуантилизм известным и довел эту технику до совершенства.
Концепт кресла
После штопоров для Alessi кресло Пруст – наиболее известное произведение Мендини (кстати, изначально это было Кресло ПрустА, poltrona di Proust). Возможно, потому, что это самое красивое из его кресел. Я бы даже сказала, что в случае с Прустом отсылка к прошлому – скорее ностальгическая, в то время как другие кресла этого дизайнера намекают на прошлое с целью высмеивания известных икон функционализма. Вот, например, стеб над известным креслом Василий от Марселя Бройера (Marcel Breuer, Wassily chair):
Строгое кресло Василий будто оплавилось и потекло, теряя форму и обретая эмоции.
А вот еще одна интерпретация: кресло Зигзаг Геррита Ритвельда (Gerrit Rietveld, Zig-Zag chair).
Мендини в буквальном смысле поставил крест на произведениях Баухауса. Он также сделал редизайн стула Тонета и стула Superleggera Gio’ Ponti. Но вернемся к креслу Пруст.
Proust Chair сегодня
Proust Chair тиражировали бесчисленное количество раз. Сегодня его на заказ делают только в итальянской компании Cappellini. Последняя реинкарнация Proust Chair была сделана в 2014 году в мраморе. Сидеть на нем неудобно, но концепция ясна – Proust Chair уже давно возведен в ранг памятников.
Ранее в 2011 году была выпущена целая коллекция кресел Proust Chair в миниатюре, выполненных в керамике. Высота каждого кресла было 40 сантиметров и по форме они полностью повторяли оригинал.
В 2009 году выпустили кресло Proust Geometrica. Обивку с ярким геометричным принтом придумал сам Мендини. Геометрический рисунок ткани, которой было обито кресло, придумал сам Алессандро Мендини.
Proust Chair сегодня остается одним из самых узнаваемых образцов дизайна прошлого века. Его уникальность можно проследить не только в историческом контексте, но и в современности. Так как этот предмет эклектичен сам по себе, он привнесет эклектику и иронию в любой стиль: современный, классический или лофт. Главное, чтобы в доме, где вы его поселите, было место иронии.
Комментарии
Комментариев пока нет. Добавьте первый комментарий ...