Оставить заявку
Блог о дизайне
Дизайнера интерьера

Алессандро Мендини и кресло Пруст | История дизайна

Китч! Это слово можно произнести с разной интонацией – Алессандро Мендини предпочитал гордость. Что такого в «банальном дизайне» известного миланца, который с середины прошлого века не оставляет равнодушных к себе?

Мендини работал с обычными вещами: мебелью, посудой, сантехникой. Он насыщал все это идеей, цветом, эмоцией. Именно последняя обеспечила дизайнеру поклонников среди известных критиков и обычных потребителей.

Алессандро Мендини вдохновляла литература и философия: в некоторых его предметах читаются отсылки к творчеству Руссо, Дидро, Прусту. Именно последнему посвящено одно из самых тиражируемых кресел прошлого века с одноименным названием – Proust Chair. Глядя на пеструю обивку и сложные формы возникает вопрос – причем тут Пруст? Автор отвечал просто: «Оно бы ему понравилось». На самом деле концепция не только в эстетической притягательности.

Интерьер для жилой единицы Ле Корбюзье, маленькое золотое кресло и лампа из трех колец – от Мендини.

Интерьер для жилой единицы Ле Корбюзье, маленькое золотое кресло и лампа из трех колец – от Мендини

Источник: admagazine.ru

Что такое Proust Chair?

Символ постмодернизма в итальянском дизайне был создан в 1978 году для дворца Палаццо деи Диаманти в Ферраре. Алессандро Мендини взял за основу классическое кресло в стиле барокко и обтянул его пестрой тканью, принт на которой был полностью списан с картины Поля Синьяка, известного художника-пуантилиста. «Досталось» и деревянному резному каркасу, который расписали в том же ключе.

Символ постмодернизма - кресло Пруст

Источник: pinterest.com

Мендини и группа Алхимия

Итальянский дизайн в послевоенные годы придерживался принципа лаконичности и строгих выверенных форм. Творческие эксперименты не слишком приветствовались. Мендини в эти годы оказался в самом эпицентре радикально настроенных молодых дизайнеров, которым надоела концепция «хорошего вкуса», пресность и простота дизайна тех лет. После того как в 1970 году Алессандро Мендини становится во главе журнала «Casabella», его творческая личность взрывается подобно атомной бомбе. Мендини превращает журнал в сборник радикальных, почти анархических идей в области дизайна. Кроме Casabella, он также был директором журнала Домус и при его руководстве журнал выглядел вот так:

Мендини и группа Алхимия

Вот уж кто умел развлекаться, так это точно Мендини. 😊 Источник: designboom.com

Алессандро Мендини создает сначала творческую группу Global Tools, потом Alchimia, объединяющие радикально настроенных архитекторов и предметных дизайнеров, протестовавших против хорошего вкуса холодного модернизма (отсюда гордость, с которой Мендини заявляет о китче). Вот цитата из его интервью 1998 для итальянского журнала Abitare, мой свободный перевод:

У каждого из нас в голове есть гораздо более ясное понятие дома, собирательный образ того жилья, которое у нас было, или о котором мы мечтали […]. Вопреки безликости серийного производства, личность испытывает потребность отделиться от серости функционализма. Интерьер становится декорациями частной жизни, частью театра, который представляет собой совокупность образов и воспоминаний, где каждый предмет участвует в создании “дома- сцены” […].»

Впоследствии именно группа Алхимия, а за ней группа Мемфис и создадут дизайн постмодернизма. Его принципами станут легкость и вольность в отношении форм, цвета, отсылок и заимствований. Ирония встанет во главу угла, щедро приправленная эротическими мотивами и фантазийными образами.

Основные черты дизайна Мендини:
  • Красочность (в полной мере видны по креслу Пруст).
  • Обращение к прошлому (Мастер крал как художник, и это делает его работы гораздо интеллектуальнее, чем, скажем, произведения группы Мемфис, отказавшейся от каких-либо культурологических исторических подтекстов).
  • Игра. Все, что он делает, выглядит веселым и немного детским. Так что «банальный дизайн» на самом деле совсем даже не банальный в его исполнении.
  • Часто название предмета содержит ключ к его интерпретации, например, «Энгр», «Хокусай», «Тернер», «Канова».
Современная реплика кресла Пруст

Источник: pinterest.com

Концепция обивки

В кресле Пруст присутствуют все вышеперечисленные черт дизайна Алессандро Мендини, так что выбор в пользу именно такой эксцентричной обивки автор сделал не просто так. Все дело в том, что творчество Марселя Пруста и творчество художников-пуантилистов связано через импрессионизм. Его влияние прослеживается и в живописи, и в литературе. В живописи импрессионизм совершил настоящий переворот – он случился резко и быстро. Классическая живопись редко обращалась к теме портрета или пейзажа, считая их несерьезными. Импрессионисты перевернули эти представления, сделав ставку в своих полотнах не на большое и торжественное, а на маленькое и близкое. Первая выставка импрессионистов состоялась в 1874 году и поразила общественность: на полотнах прогуливающиеся люди, рабочие и прочие бытовые сюжеты из повседневной жизни.

Аналогичный путь совершила и литература. Первопроходцем в этом направлении был Лоренс Стерн, в его романе «Сентиментальное путешествие по Франции и Италии» читается описание чувств присущее импрессионизму и другие точки отсчета для литературы модерна. Марсель Пруст также следовал принципам импрессионизма, уделяя в своем творчестве внимание малому в составе большого. В его романах мир перестает быть субъективным, как и все впечатления, фокус внимания смещается с внешнего на внутренний: на настроение и субъективные ценности героев. 

Кресло Пруст в интерьере

Источник: pinterest.com

С импрессионизмом неразрывно связан и пуантилизм – техника, в которой создано полотно Поля Синька, ставшее основой для обивки кресла Пруст. Термин «пуантилизм» происходит от французского слова «точка» и является родственным такому слову как «пуанты». Эта техника живописи позволяет передать сиюминутное, мгновенное движение, живое, динамичное ощущение от происходящего. С помощью классических техник подобного эффекта достичь было невозможно. Рождение нового стиля произошло в 1885 году и связано и именем художника Жоржа Сера и в дальнейшем, его ученика, Поля Синька. Именно Синьяк сделал пуантилизм известным и довел эту технику до совершенства.  

Картина Поль Синьяк - Шато Комблат, луг

Поль Синьяк - Шато Комблат, луг (именно эта картина вдохновила Мендини). Источник: impressionism.su

Концепт кресла

После штопоров для Alessi кресло Пруст – наиболее известное произведение Мендини (кстати, изначально это было Кресло ПрустА, poltrona di Proust). Возможно, потому, что это самое красивое из его кресел. Я бы даже сказала, что в случае с Прустом отсылка к прошлому – скорее ностальгическая, в то время как другие кресла этого дизайнера намекают на прошлое с целью высмеивания известных икон функционализма. Вот, например, стеб над известным креслом Василий от Марселя Бройера (Marcel Breuer, Wassily chair): 

стеб над известным креслом Василий от Марселя Бройера (Marcel Breuer, Wassily chair)

Wassily Chair, 1983, by Alessandro Mendini. Image courtesy of Jürgen Hans, Vitra Design Museum. Источник: dezeen.com

Строгое кресло Василий будто оплавилось и потекло, теряя форму и обретая эмоции.

А вот еще одна интерпретация: кресло Зигзаг Геррита Ритвельда (Gerrit Rietveld, Zig-Zag chair).

кресло Зигзаг Геррита Ритвельда (Gerrit Rietveld, Zig-Zag chair)

Источник: lepoint.fr

Мендини в буквальном смысле поставил крест на произведениях Баухауса. Он также сделал редизайн стула Тонета и стула Superleggera GioPonti. Но вернемся к креслу Пруст.

Proust Chair сегодня

Proust Chair тиражировали бесчисленное количество раз. Сегодня его на заказ делают только в итальянской компании Cappellini. Последняя реинкарнация Proust Chair была сделана в 2014 году в мраморе. Сидеть на нем неудобно, но концепция ясна – Proust Chair уже давно возведен в ранг памятников.

Ранее в 2011 году была выпущена целая коллекция кресел Proust Chair в миниатюре, выполненных в керамике. Высота каждого кресла было 40 сантиметров и по форме они полностью повторяли оригинал.

В 2009 году выпустили кресло Proust Geometrica. Обивку с ярким геометричным принтом придумал сам Мендини. Геометрический рисунок ткани, которой было обито кресло, придумал сам Алессандро Мендини.

кресло Proust Geometrica

Источник: pinterest.com

Proust Chair сегодня остается одним из самых узнаваемых образцов дизайна прошлого века. Его уникальность можно проследить не только в историческом контексте, но и в современности. Так как этот предмет эклектичен сам по себе, он привнесет эклектику и иронию в любой стиль: современный, классический или лофт. Главное, чтобы в доме, где вы его поселите, было место иронии. 

Комментарии

Комментариев пока нет. Добавьте первый комментарий ...

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

14 − семь =

Дизайн-проект интерьера

Разовая консультация

Дизайн во время ремонта

Контакты

Москва, Одинцово, Звенигород, Красногорск
+7 (926) 466-56-43, info@design-guru.moscow

открыть карту