Стили дизайна

Что такое стиль Midcentury Modern в интерьере

Сегодня я хочу рассказать о стиле midcentury modern, который главенствует в интерьерных последние пять лет, на который ориентируются западные производители мебели и ведущие дизайнеры нашей страны. Пару лет назад в российскую моду вошло ретро, причем такое, когда видно, что предмет с блошиного рынка, потертый, отреставрированный. Такие предметы с характером стали прекрасным дополнением авторских интерьеров, хотя, на мой взгляд, массовый местный заказчик так и не понял, в чем прикол, и ретро охватило лишь часть рынка.

Источник фото: archlux.net

Последнее время мне кажется, что тенденция приняла несколько другое направление. Говорю «кажется», потому что в наше время вообще очень сложно рассуждать о стиле: кто делает классику, кто неоклассику, кто китч… И все это находит своих покупателей. Так вот, тенденция повернулась от оригинальных ретро-предметов к стилизации, когда новая мебель проектируется дизайнером в духе середины двадцатого века. Думаю, если вы интересуетесь дизайном, то уже насмотрелись арочных форм, простой, но странноватой геометрии и припыленных цветов. Все это оттуда, из mid-century.

Кресло Womb, Сааринен, 1948
Источник фото: elledecoration.ru

Как всегда, для понимания стиля важна среда, откуда он вышел. Америка восприняла идеи модернизма позже, чем страны Западной Европы, и не без труда. В 1930х в Америке сформировалось два противоборствующих течения: с одной стороны – эмигранты – выходцы из Баухауса, которые были приверженцами функционального и лаконичного дизайна, а с другой – более традиционно настроенное общество, в котором преобладало мнение о приоритете эстетики перед функцией, и в чьих глазах модернизм представлялся бесчеловечным и слишком аскетичным. В Америке того времени всё ещё пользовалась популярностью ар-деко. Конфликт двух представление о том, каким должен быть дизайн, прервался с началом Второй мировой войны.

Когда война закончилась, страны Западной Европы, в частности Германия и Италия, были слишком заняты восстановлением экономики, чтобы стать очагом возникновения нового стиля. США, которые, можно сказать, не понесли в войне сколь-нибудь существенного ущерба, оказались передовой мировой державой и новым законодателем мод в сфере интерьера. По Америке прокатилась вторая волна модернистского дизайна, и именно её назвали midcentury modern. Это был локальный стиль, в котором применялись новые материалы на основе пластика, стеклопластика и поролона. На этот раз общественность легче восприняла новые идеи и радостно последовала за инновациями от Чарльза и Рэй Имз (Charles Ormond Eames, Ray Eames), Ээро Сааринена (Eero Saarinen) и Джорджа Нельсона (George Nelson).

Кресло Grasshopper (кузнечик), Сааринен, 1946
Источник фото: pinterest.com

Новое интерьерное веянье легко завоевало рынок и стало первым оригинальным американским стилем. Получилось, что модернизм сначала пришел из Европы в США, а потом обратно, из США экспортировался в Европу.
Американская архитектура в этот период также претерпела изменения: развивающаяся послевоенная экономика обеспечила потребителю городское жилье в высотных домах и загородные дома в стиле ранчо, то есть вытянутые одноэтажные строения с пологой крышей, которые возводились в пригородах. Обитатели этих домов и квартир были склонны к отсутствию формальности, что повлияло на внешний вид и планировку интерьеров.

Источник фото: divesanddollar.com

Итак, что же характерно для данного стиля? Интерьеры середины XX века – яркие, уютные и без претензий. Они отражают радостный оптимизм Америки послевоенных годов. Также них характерны неформальность и стремление сделать пространство как можно более удобным для жизни конкретной семьи.

Источник фото: divesanddollar.com

В таких интерьерах, также, как и в интерьерах интернационального стиля, пространство часто имеет открытый план с объемами, которые перетекают один в другой. Этот подход впервые предложил Фрэнк Ллойд Райт (Frank Lloyd Wright), затем развили Марсель Брейер (Marcel Lajos Breuer) и Людвиг Мис ван дер Роэ (Ludwig Mies van der Rohe).

Источник фото: franklloydwright.org

В сущности, архитектурный подход мид-сенчури мало чем отличается от архитектуры до Второй мировой. Основной объем обычно прямоугольный и выкрашен в белый цвет, иногда отделан панелями из дерева тёплых тонов. Декоративные молдинги более не используются как безнадежно устаревшие. Зоны не разделены полностью, хотя между ними могут стоять ширмы или небольшие отрезки стен. Часто для зонирования применяются стеллажи на просвет.

Нельсон, Comprehensive Storage Unit  
Источник фото: en.wikipedia.org

Таким образом создается ощущение, как будто одна комната продолжается в другую, что создает видимость простора даже в домах небольшого размера.

Дом Имзов, фото 2013 года
Источник фото: admagazine.ru

Идея приватности отходит на второй план, за исключением разве что спален и санузлов. Гораздо важнее идея общности, которая стирает границы как между различными внутренними пространствами, так и между интерьером и экстерьером. Для стиля midcentury modern характерны стеклянные раздвижные двери от пола до потолка и применение в интерьере природных материалов, которые связывают внутреннее пространство дома с окружающей его природой. Это также еще Райтовское изобретение, принцип Bring the Outdoors In. 

Источник фото: homedesignlover.com

Центром жизни семьи становится кухня, которая обычно представлена как переходная зона между гостиной и столовой. Единый материал пола также скорее объединяет зоны, стиль пятидесятых годов предполагает ковровые покрытия от стены до стены, возможно также использование природных материалов, таких как дерево или камень, если они создают тот же эффект целостности.

Источник фото: blogspot.com

Мебель располагается в пространстве свободно и асимметрично, она не прижата к стенам, а выдвинута в середину комнаты. Окна задрапированы простыми ниспадающими шторами в ткани природных оттенков. Искусственное освещение часто скрыто, при этом интерьеры очень светлые, полные естественного освещения.
Новые формы мебели соответствуют представлению о хорошем дизайне, который непременно должен использовать новые материалы и применять новые технологии, а также удовлетворять практическую потребность избегать не нужного орнамента и быть по карману среднему классу. Предметы мебели часто достаточно компактные в соответствии с размером большинство современных комнат.

Нельсон, Кресло Coconut
Источник фото: wooddi.com

Центром гостиной становятся диваны без подлокотников и модульная мягкая мебель, которая позволяет легко менять конфигурацию и расстановку.

Источник фото: divesanddollar.com

Модульность также характерна и для корпусной мебели, так что из ограниченного числа элементов можно составлять разнообразные композиции. Функция преобладает над декоративным эффектом, линии выпрямляются, а дерево вполне может быть заменено на металл или пластик, если это необходимо. Исчезают резьба и декоративная фурнитура. Популярность набирают какие предметы, как раскладные столики, сервировочные столики и любая мебель, которая может выполнять сразу несколько функций.

Прямолинейное предметы часто похожи друг на друга поэтому их разбавляют мебелью биоморфных и органических форм.

Isamu Noguchi диван "Freeform", 1946
Источник фото: bruun-rasmussen.dk

Особенно разнообразна мебель для сидения, которая разрабатывается на основе контуров человеческого тела и эргономики. Многие предметы мебели перекликались с современной скульптурой.

Чарльз и Рэй Имз,1948
Источник фото: modernmag.com

Генри Мур (Henry Moore) «Лежащая женщина»
Источник фото: arteenparte.es

Многие предметы мебели, которые сейчас считаются иконами стиля, были придуманы американскими дизайнерами именно в середине XX века, наиболее известные производители такой мебели - компании Нerman Miller и Knoll.

Одновременно с развитием нового стиля произошло более четкое разделение ролей между дизайном продуктов и мебели интерьеров. Дизайн интерьеров, которые начался с Элси де Вулф (Elsie de Wolfe), во второй половине XX века превратилась в престижную и дорогостоящую профессию рост, который следовал за подъемом мебельной промышленности.

Источник фото: etsy.com

Стиль мидсенчури модерн, несмотря на свою оригинальность, не смог полностью захватить американский рынок, а более чем полвека спустя, как я сказала, снова набрал популярность. Напоследок хочу подчеркнуть, что все стили после Ар-деко, в том числе и этот, нельзя отнести к большим историческим стилям, потому что они не охватывают все сферы искусств, не являются всеобъемлющими. Однако Midcentury очень разнообразен и действительно до сих пор отражает потребности современного человека, так что он еще не раз послужит источником вдохновения для создателей новых интерьеров.

На прощание хочу показать очень колоритный пример интерпретации стиля мидсенчури модерн от Келли Уистлер (Kelly Wearstler)

Источник фото: pinimg.com

Надежда Кузина

Recent Posts

Зачем нужна фокусная точка в интерьере

Пространство может выглядит неорганизованным, хаотичным даже при хороших формах мебели и удачной цветовой гамме. Все…

2 месяца ago

Как организовать СПА у вас дома

Если вы много работаете, нужен полноценный отдых, и не раз в год в санатории, а…

6 месяцев ago

Как сделать дизайн интерьера самостоятельно

Предположим, у вас ремонт в квартире до 100 квадратов. надо решать, как будет выглядеть интерьер.…

1 год ago

Какие виды керамической плитки подходят под какой интерьер | Видео

Как выбрать керамическую плитку и не ошибиться? Сейчас выбор плитки широкий. Какую же взять, чтобы…

1 год ago

Тренды диванов 2023 года

Диван – крупный предмет, часто самый крупный в пространстве гостиной. За счет размера и центрального…

1 год ago

Натуральное дерево в интерьере ванной: плюсы и минусы

В ванных комнатах с трендом на экологичность дерево встречается все чаще. Стоит его использовать или…

1 год ago

This website uses cookies.