Классицизм
Классицизм можно в целом обозначить как стиль, который черпает вдохновение из античности, опираясь на образцы древнегреческого и древнеримского искусства, обогащенные архитектурным опытом Европы после наступления Ренессанса.
Обращение к классическим источникам неоднократно имело место в истории искусств, что привело к появлению неоклассицизма в середине XVIII века, а также к возрождению греческого стиля (Greek Revival) в XIX веке. После недолгого периода эклектики классический стиль вновь воцарился в XIX веке до Второй Мировой Войны и продолжает применяться и в современной архитектуре.
Сам термин классицизм имеет много значений и потому может быть интерпретирован ошибочно. В самом общем значении они подразумевает ясность, элегантность и симметрию стиля.
В интерьере под классицизмом подразумевают стиль, приведший на смену рококо в середине XVIII века, хотя историки искусства также называют его неоклассицизмом, чтобы отличать его от изначального классического стиля античности.
Отличительные черты
- Симметрия
- Пропорции золотого сечения
- Геометрические формы легко угадываются под сдержанным декором
- Повторяющиеся вертикали и горизонтали
- Кессонные потолки
- Колонны античных ордеров и пилястры
- Стеновые панели цвета дерева
- Паркет из ценных сортов дерева
- Цвета: пурпурный с золотом, зелёный, розовый, голубой, белый.
- Арочные проемы
- Сдержанный декор
Идеология стиля
XVIII век принято рассматривать, как век Просвещения, хотя в действительности идеалы просвещения стали оказывать значительное влияние на интерьер только со второй половины столетия.
Новая волна классических тенденций захватила Европу после проведения археологических раскопок в античных городах Геркулануме, Стабии и Помпеях. Данные города оказались погребенными под пеплом во время извержения Везувия в 79 году и до сих пор являются неоценимым источником знаний о культуре античности благодаря большому количеству произведений, которые сохранились под руинами.
Систематические раскопки в Геркулануме, проведенные во второй половине XVIII века, помогли обнаружить уникальные античные фрески и мозаики, которые стали источником вдохновения для деятелей искусства. По мнению ученых, фрески являются римскими копиями 60-70-х годов н.э. с ещё более древних греческих оригиналов, написанных на сюжеты античной мифологии.
В отличие от эпохи Возрождения, образцом для подражания для классицистов становится не Рим, а прежде всего Эллада, которая воспринималась как менее формальная и поэтичная.
Тем не менее, классицизм подчеркивает преобладание разума над чувствами, а также часто гражданского долга - над личными устремлениями. Идея разума как основного инструмента восприятия окружающей действительности возрастает после Французской революции 1789 г, когда одной из основных тем в искусстве становится конфликт между личностью и обществом. Правление Бурбонов подходит к концу, и новые идеалы требуют новых выразительных средств. Неоклассицизм воплощает мечту о гармоничном мире, ставя во главу угла человека, для которого его долг перед обществом превыше всего.
Описание стиля
Для классицизма простота является синонимом хорошего вкуса, и потому для него характерны уравновешенность композиции, логичность и функциональность построения пространства, симметрия, продуманные осевые планировки и четкое зонирование помещений. Красота образа основана на простоте прочтения геометрических форм и ясности пропорций.
По сравнению с рококо карнизы становятся тоньше и теряют рельефность. Плоскости стен разделяются пилястрами на отдельные части, заключенные в рамки, при этом часто нижняя часть стены зашивается деревянными панелями, а верхняя обтягивается тканью с мелким рисунком либо однотонной. В отдельных случаях стены могут быть декорированы рельефным медальоном, розеткой или виньеткой. На стенах и потолке может присутствовать лепнина, но она гораздо боле сдержана, чем в барокко или в рококо. Лепнина не препятствует восприятию плоскостей, из которых состоит пространство и не стремиться создать эффект плавного перетекания формы, как это было в рококо. В интерьерах рококо переход от одного конструктивного элемента к другому всячески нивелировался, в то время как в классицизме декор на стыках поверхностей или элементов конструкции призван подчеркнуть форму стыка, благодаря чему сами поверхности легче воспринимаются глазом. Это принцип касается не только стен или потолка, но также и мебели, в частности стульев и лёгких диванов.
Декор и роспись повторяют античные сюжеты, часто с изображениями тех же животных и птиц, которые были обнаружены на фресках в Помпеях и Геркулануме: львов, лебедей и дельфинов. Поверхность стен также может члениться при помощи неглубоких арочных ниш, в которых помещаются скульптуры. В декоре мебели, стен и потолка преобладают греческие декоративные мотивы - меандры и пальметты.
Зонирование пространства происходит за счет проемов, оформленных в виде портала, а также за счет колонн и полуколонн. Двери имеют прямоугольную форму, подчеркнутую филёнками, над дверьми часто есть декор в виде двухскатного портала.
Потолки, как правило, высокие, светлые и однотонные. Они могут быть украшены фресками сдержанных тонов или лепниной, о которой упоминалось выше.
На полу в классическом интерьере мы можем видеть наборный паркет, часто со сложным орнаментом из дуба или других ценных пород дерева (тик, мербау). Для модульного паркета характерны четкие геометрические орнаменты с прямыми углами (квадраты, многоугольники, шашки, сетка) или радиусом (круги и розетки). Часто сохраняется естественный, спокойный тон дерева, т.е. паркет не тонируется дополнительно. Иногда вместо модульного паркета используются розетки по центру помещения.
Так же превосходно выглядит напольное покрытие из мрамора или же из натурального камня.
Окна правильной прямоугольной формы, вытянуты вверх и оформлены простыми ниспадающими драпировками из натуральных волокон. Используются шторы с мягкими линиями, классическими ламбрекенами и перекидами. Тяжелые портьеры шьют из парчи, гобеленовых тканей, плотного шелка и тафты, их поддерживают сложные подвязки и кисти.
В то время, как в рококо преобладает локальное освещение, в классицизме оно становится более общим, центральное место в интерьере занимают торжественные золотые люстры с хрустальными подвесками.
В гостиной симметричную организацию пространства часто задает каминная композиция с мягкой мебелью. Каминный портал может быть сделан из мрамора или из дерева, с резными элементами и ковкой.
Мебель
В мебели классицизма применяются те же декоративные мотивы, что и в классической архитектуре. Эти мотивы изначально адаптировались к уже имеющимся формам мебели и представляли из себя листья аканта, гирлянды и листву, гильоши (орнамент в виде переплетающихся лент с круглыми выступами между ними) и свитки. Сами по себе они не являлись новшеством, так как все те же декоры использовались и в период ренессанса, и в период барокко.Новым же было то, каким образом эти мотивы адаптировались и складывались в общую художественную форму.
Мебель неоклассицизма, как правило, прямоугольна, без изгибов. Однако к такой форме пришли не сразу. То, что оставалось в качестве заготовок на складах, при изменении вкусов также шло в ход. Краснодеревщики изменяли формы рококо и накладывали на них классический декор, получая в итоге предметы мебели, которые во Франции называли “переходными”. Изогнутые формы постепенно выпрямлялись, гнутые кабриольные ножки сменялись на точеные и сужались книзу. Асимметричность рококо сменялась более сдержанным симметричным и линейным декором.
Стулья обивали шелком и дамаском, их каркасы украшались резьбой в виде аканта и позолотой.
Плоские поверхности украшали раскладками по шпону (интарсией) и инкрустацией из полудрагоценных камней. Часто этот декор создавал иллюзию глубины. Часто в качестве резного или шпонированного декора использовались греческие урны.
Подстолья и другие элементы мебели оформляли в виде фризов или украшали резными гирляндами наподобие тех, которые сохранились в мраморных декорах алтарей и храмов Древнего Рима.
Кровати ставили вдоль стены и украшали небольшим балдахином. Спальное пространство может отделаться балюстрадой от остального помещения.
Отличительные черты:
- Прямые углы
- Овальные и прямоугольные спинки стульев
- Кубик на стыке ножки и рамы сиденья
- Локотники и спинка отделены от сиденья и выпрямлены
- Контуры створок и ящиков легко угадываются, они не теряются за декором.
- Прямые точеные ножки
- Ножки в виде обвитых плющом колонн
Применение стиля в интерьере
Классический стиль широко применяется в жилых интерьерах, он придает владельцу солидности и респектабельности и при этом не выглядит перегруженным. Этот стиль вызывает приятные ассоциации с приверженностью традиционным ценностям, наследственностью, спокойной уверенностью в себе. Интерьер создается с применением добротных и натуральных материалов и со временем становится только привлекательнее.
При построении интерьера рекомендуется строить композицию симметрично по оси или вокруг центрального элемента. В гостиной ее можно организовать вокруг камина (в квартире камин может быть чисто декоративным), а в спальне - вокруг кровати.
Желательно иметь высокие потолки и большие площади, чтобы иметь возможность положить паркет с узором и повесить многоярусную люстру, однако это не обязательно. Современный классический интерьер легко угадывается и без прямых заимствований из истории. Для достижения желаемого эффекта рекомендуется использовать натуральные покрытия, модульный паркет или паркетную доску небольшого формата.
Окна лучше делать из дерева, не ставьте пластиковые стеклопакеты.
Современную технику лучше спрятать за створки или в нишу, на кухне лучше использовать стилизованную под старину технику.
Металлические элементы (смесители в ванной комнате, ручки, фурнитура у мебели) должны быть золотого цвета (тут подойдёт и яркое, и состаренное золото), либо под бронзу.
Если позволяет бюджет, выбирайте тканевые обои, они лучше передают дух времени. Рисунок на обоях должен быть неброским и с мелким раппортом. Стены могут быть оштукатурены, интересный эффект дадут настенные росписи или качественные фотообои с классическими сюжетами.
Комментарии
Комментариев пока нет. Добавьте первый комментарий ...