Рококо
Отличительные черты
- Сложные ажурные формы, завитки, обилие лепнины
- Легкость и изящество
- Пастельные тона с обилием белых деталей
- Асимметрия
- Аллегории на тему любви
- Раковина, по форме сходная с веером
- Трельяж – Орнамент в виде косой сетки
- Крашеная мебель
- Древесина фруктовых деревьев
- Позолота
- Дамаск и шелк с флоральным орнаментом.
Идеология стиля
Рококо является логическим продолжением стиля барокко, так как и тот, и другой опираются на сложные пышные формы, однако барокко более монументален и серьезен, в то время как в основе рококо лежат прежде всего остроумие и фривольность, хотя в лучших своих проявлениях он несет также и более мрачные тенденции. Интерьеры рококо полны грации и фантазии, часто с привкусом экзотики или флирта.
Одним из проявлений стиля является склонность к шинуазери.
Начиная примерно с 1720 наблюдается повышенный интерес к искусству Китая во Франции и Англии. Эта заинтересованность распространялась как на архитектуру и интерьер, так и на ландшафтный дизайн, моду и на декоративные мотивы в целом.
Исторический контекст
После смерти Людовика XIV в 1715 и последующего упадка покровительства искусств со стороны королевской семьи центр общественного внимания перешел с дворцового искусства на элегантные особняки в Париже (Paris hotel) и их гостиные, в которых проводились приемы. В период барокко и классицизма покровительство людям искусства оказывали аристократы – владельцы шикарных поместий, во время рококо стиль развивается за счет более зажиточной части среднего класса и буржуазии. В других европейских столицах рококо стремительно перенимают и при дворе.
Со смертью Людовика XIV строгий придворный этикет становится более легкомысленным, ритуалы дворцовой жизни сменяются стремлению к развлечениям и наслаждению. Но в этом веселье присутствуют отзвуки тревоги и осознание мимолетности момента, так как Франция теряет свою политическую мощь.
В восемнадцатом веке Европа вступает в Эпоху Просвещения, опираясь на концепцию рационализма Декарта и эмпирическую теорию Джона Лока, согласно которой знание основано на опыте. Традиционно образ света ассоциируется с властью солнца, как это было в Древнем Египте (фараона почитали как бога солнца Ра, сошедшего на землю), и так это было во Франции всего веком ранее описываемого нами периода (Людовик XVI известен как "Король-Солнце"). В период рококо свет получил новую трактовку в виде разума в противовес слепой вере в божественное провидение. Эпоха Просвещения предлагала оптимистичные взгляды на мир благодаря духу исследования и веру в прогресс и человеческую способность контролировать силы природы.
Противоположные движения с более пессимистичным настроем, утверждавшие, что природа одерживает верх над разумом, позднее трансформировались в Романтизм.
Король и придворные перестают быть единственными заказчиками произведений искусства, появляются частные салоны и коллекции. В отличие от барокко, которое опиралось на власть католической церкви, рококо становится исключительно светским течением.
Описание стиля
Внимание переключается с “общественной” жизни человека и его обязанностей во время сложных формальных церемоний на жизнь в семейном кругу или в группе близких друзей.
Цвета становятся светлее, интерьер приобретает более жизнерадостный вид. В основном применяются светлые тона, приглушенные и забеленные краски: голубой, розоватый и зеленоватый, уделяется внимание различным оттенкам цвета, каждый из которых в восемнадцатом веке имел отдельное название, как например “цвет бедра испуганной нимфы”. Цветовая палитра создает ощущение воздушности и женственности, а также визуально расширяет пространство.
Стены украшаются не только настенной росписью на мифологические темы, но и шпалерами из натуральных тканей. Как и в барочных интерьерах, широко используются зеркала, встроенные в стену и обрамленные лепниной либо помещенные в овальные фарфоровые рамы. Парадные портреты уступают место менее масштабным, где изображенные предстают в домашней обстановке, часто в домашней одежде и в окружении предметов повседневного обихода.
Потолки в помещениях рококо опускаются, комнаты становятся более камерными, чему также способствует более локальное освещение. В архитектуре рококо используются мансардные и наклонные крыши, а также плоские крыши с балюстрадами. Конусообразный или овальный свод часто декорирован также на мифологические сюжеты, продолжая тематику стен. Появляется много уголков, отгороженных от основного помещения и располагающих к уединению.
Окна вытянуты по форме и оформлены простыми ниспадающими драпировками из бархата или шелка.
Проемы и двери часто декорированы пьедесталами и колоннами.
Паркетные полы имеют симметричный узор по форме помещения, как правило, прямоугольный или овальный.
Мебель в стиле Рококо
Для мебели характерен обильный декор и пастельные отделки, однако сама мебель становится меньше по сравнению с предметами барокко, более легкой, так что ее модно переставлять, и более удобной.
Прямых линий по-прежнему почти нет, если только они не обусловлены конструкцией. Важнейшая черта мебели эпохи Людовика XV – кабриольная ножка и изящные молдинги.
Как это не странно, в восемнадцатом веке мебель по-прежнему была расставлена вдоль стен и исключительно симметрично.
В более богатых домах для обивки мебели использовался шелк, в менее - лен или хлопок. Часто набор стульев имел по два набора чехлов: хлопковый более светлый для лета и шелковый с тиснением - для зимы.
Аксессуары
Серебряная посуда отходит на второй план, уступая место более легкому стеклу и хрусталю, отбрасывающему блики в свете свечей. Из серебряной посуды по-прежнему остаются в моде дутые чайники и вытянутые кофейники с ребристой поверхностью.
Для освещения используются фигурные подсвечники, люстры, настольные и настенные канделябры или целые композиции из фарфора или металла. Их часто размещают перед зеркалом.
Также в качестве аксессуаров могли выступать экзотические фарфоровые вазы, в том числе и напольные. Отдельные помещения могут использоваться для различных коллекций, например, коллекций китайских ваз или статуэток, хрустальной посуды.
Так как для интерьеров рококо большое значение имеет камерность обстановки, пространство может зонироваться с применением ширм. Как известно, ширмы появились в Китае в 7 веке, так что ее применение также можно считать как проявление “китайщины”, т.е. шинуазери.
Применение стиля в интерьере
Для имитации рококо необходимо прежде всего выдержать определенную цветовую палитру, а также активно наполнять интерьер интересными мелкими предметами.
Интересно смотрятся белые резные элементы в сочетании с менее декорированными стенами, при сдвиге цветовой палитры на один тон. Ассоциации с рококо легко прослеживаются, при этом сам декор проще воспринимается глазом и не возникает переизбытка деталей.
Возможно также упрощение поверхностей стен: отказавшись от дорогостоящей лепнины или росписи, достаточно правильно подобрать обои.
Настроение рококо опирается на ощущение воздушности и прозрачности.
Сочетания
Не стоит сочетать элементы рококо с
- Этно
- Ардеко
- Кантри
- Бидермайером
- Эко-стилем
Можно сочетать элементы рококо с
- Провансом
- Классицизмом
- Неоклассицизмом
- Современным модерном
- Хай-теком
Marcel Wanders. The Mondrian South Beach Condotel
Микс стилей рококо/модерн или рококо/хай-тек интересен противопоставлением мужского и женского начал в интерьере, ведь рококо изначально крайне женственен, в то время как хай-тек аскетичен. Также интересно противопоставление различных предметов по временной шкале, рококо как исторический стиль – модерн как ультрасовременный, и противопоставление форм: рококо со сложными изящными линиями на фоне аскетичной и геометричной обстановки.
Следует помнить, что сам прованс основан на “собирании” предметов, оставшихся от различных поколений семьи, то есть может вполне естественно включать в себя предметы восемнадцатого века. Для обоих стилей характерна светлая цветовая палитра.
Комментарии
Комментариев пока нет. Добавьте первый комментарий ...