Оставить заявку
Готика
В дизайне интерьера

Готика

Само слово «Готика» появилось в период Ренессанса, как пренебрежительное описание этого средневекового стиля, который в то время казался диким и нецивилизованным.

Готический стиль начал развиваться во Франции в начале XIII века и просуществовал целых триста лет. Несмотря на то, что готический стиль в первую очередь ассоциируется с Францией, он очень скоро получил распространение в  Англии, Испании, Бельгии и Швейцарии. Чуть позже стиль развился и в Германии и Австрии.

Отличительные черты:

  • Стрельчатые арки
  • Вытянутые по вертикали пропорции
  • Витражи
  • Художественная ковка
  • Потолки и стены, зашитые темными деревянными панелями
  • Деревянные потолочные балки
  • Гобелены

Возникновение стиля

Возникновение готики принято относить к 1137–44 годам, времени постройки монастыря Saint-Denis  в 6 км от Парижа.   А это время монастырь служил усыпальницей для королевской семьи, и по решению аббата была перестроена церковь, находившаяся на территории монастыря с восьмого века. Для того чтобы сделать монастырь новым религиозным центром Франции, возникла необходимость в новом архитектурном решении. Вдохновением для постройки послужило описание Храма Царя Соломона, в котором говорилось о математической гармонии различных частей здания и мистическом эффекте освещения. Традиционные элементы средневековой архитектуры были реорганизованы так, чтобы передавать отношения между потоками света и божественным присутствием.

Благодаря вытянутым колоннам и нервюрным сводам создавалось ощущение легкости залитого светом интерьера. Стены более не являются основным конструктивным элементом. На который ложится вес сводов, а потому они становятся более легкими, пронизанными стрельчатыми окнами и украшенными ажурными орнаментами. Стрельчатый свод устремлен ввысь наподобие копья, в его форме ощущается восточное влияние.

Исторический контекст

В XII-XIII веках в связи с возникновением новых , менее трудоемких, способов земледелия образовался излишек рабочей силы, которая начала перемещаться  в города.  Развитие торговли и ремесел, и, как следствие, расцвет городов, привел к возникновению новых слоев населения. Основными потребителями предметов роскоши являлись землевладельцы, придворные и богатые торговцы. Наиболее многочисленным слоем стали  ремесленники и мелкие торговцы, и именно они стали производителями и поставщиками предметов роскоши и создателями новых архитектурных сооружений.  Первые готические постройки имели религиозную направленность, однако кафедральные соборы провозглашали не только власть и могущество церкви, но и стремление буржуазии к прекрасному, желание показать, что ей доступны не только маленькие домишки.

Элементы готического стиля в архитектуре

Как и в романике, архитектура XIII-XVI веков по-прежнему являлась законодательницей для других видов искусства, предложив принципиально новые  решения для отражения настроений этого периода. Готика - это единственный стиль, внедривший новое понимание пространства и композиции, внедрив  новую каркасную систему постройки, открытой вовне.  Была изобретена новая конструкция сводов: сплошные своды были заменены на реберные перекрытия, вес которых был перенесен со стен на  наружные элементы - контрфорсы  и аркбутанами (перекидные арки).

 

Поражающие воображение готические конструкции  бросают вызов законам тяготения и преодолевают громоздкость камня, который сковывал романские и античные архитектурные формы. Да и сам камень меняется: вместо тяжелых отесанных глыб начинают использовать кирпичи или более мелкую каменную кладку, которая оштукатуривалась в интерьере.

Стиль развивался под эгидой католической церкви, и собор был центром жизни города, где помимо служб проводили богословские диспуты, разыгрывались мистерии, происходили собрания горожан. Часто он вмещал всё население города и был своего рода символом мироздания.

  1. Ребристые своды

Ребристый свод не требует такой жесткости на изгибе, как цилиндрический, давление распределяется более равномерно по всей конструкции свода, что освобождает участки стены для окон. Сами поверхности свода между ребрами могут быть сделаны из более легких материалов.

  1. Арочные контрфорсы

Контрфорсы усиливали стены снаружи в точках, где давление свода было максимальным.

Погашение нагрузок через систему внешних арок дало возможность сделать стены более тонкими и колонны внутри конструкции - более стройными.

  1. Стрельчатые арки

С точки зрения конструкции, стрельчатая арка  может быть рассмотрена, как пересечение двух неконцентрических арок. Опоры перенаправляют вес арки вертикально вниз, что снимает давление с ее боковин и стены. В отличие от полукруглых арок, стрельчатые арки теоретически можно поднять на любую высоту, что дает большую гибкость при дизайне сооружения.

  1. Каркас

Нервюрные перекрытия, контрфорсы и аркбутаны как бы образуют «скелет», к которому крепятся не несущие элементы.  При этом каркас выставлен напоказ и находится снаружи, а не изнутри.

  1. Витражи

Так как световые эффекты имеют центральное значение в готической архитектуре, то и витражи в соборах используются практически повсеместно.  Основные цвета стекла- синий и алый- красиво контрастируют с золотыми мозаиками.  Стекло вырезалось по профилю как можно ближе к изображаемой форме, после этого добавлялись детали из черной эмали.

От соборов к светскому интерьеру

Дома средневековых придворных и рыцарства богато оформляются в соответствии с архитектурой каменных сооружений, интерьеры в домах  зажиточных горожан более сдержаны.   

Дощатые или кафельные полы застилались коврами, стены были облицованы деревом, шпалерами или росписями с цветочными мотивами.  В XV веке в северной части Европы ковры, подушки, шпалеры особенно роскошны (фламандские и бургундские тканые ковры). Впервые появляются круглые оконные стекла в свинцовом обрамлении, шторы еще не используются. Потолки сделаны из дерева, они имеют  балочную конструкцию.

Центром интерьера является источник тепла: во Франции и в Англии это обильно декорированный камин; в Германии XV  внимание переключается на более практичные кафельные печи.

Мебель

Мебель расставлена вдоль стен и не отличается разнообразием форм, копируя декоративные элементы из церковной архитектуры. Предметы изготавливаются из местных пород древесины: ели, сосны, дуба, несколько реже из ореха. Конструкция и некоторая тяжеловесность форм заимствуются из романского стиля. Интересно то, что на крупных предметах (кроватях, шкафах, креденцах), украшенных резьбой по дереву,  встречаются самые неожиданные элементы архитектуры церквей и крепостных замков вплоть до амбразур.  Из архитектуры в мебель приходят поперечные профильные  элементы, башенки и колонны, стрелы и  стрельчатые арки, чуть позднее  — изображения  человека.  

Готическая мебель декорируется филенками с различными видами орнамента, которые можно поделить на следующие группы:

  • ажурный орнамент;
  • лиственный орнамент;
  • ленточное плетение;
  • стилизованный орнамент в виде ткани, собранной в складки (т.н. льняные складки, или салфетки).

Появление более зажиточных прослоек общества среди горожан приводит к возникновению новых привычек, которые требовали новых предметов мебели. О зрелом оформлении интерьера в стиле готика можно говорить с XIV века. К концу средневековья мы уже можем видеть прототипы основных современных предметов мебели.

Самым распространенным предметом мебели был сундук, который фактически представлял собой шесть прибитых друг к другу досок  и в котором хранили утварь.  Со временем он трансформировался в сундук-скамью и в буфет (сундук перевернули крышкой вперед и поставили на него верхнюю часть, в которой выставляли напоказ серебряную посуду).   

Викторианская готика

Неоготический стиль  (Gothic Revival) или Викторианская готика стали популярными в Европе  в 1740-х годах и продолжался до середины XIX века. Романтизм средневековых дизайнов привлекал западных архитекторов, чьими усилиями  готика  была адаптирована для жилых интерьеров.  В XVIII веке были разработаны новые технологии производства, которые  позволили легко воспроизвести ажурные и сложные готические декоративные элементы.   

Неоготика заимствовала из готики ее самые очевидные черты и идеализировала их: стрельчатые арки, камины, витражи и деревянные потолочные балки снова стали популярными.

Полы в интерьерах делали из жестких материалов: камня, плитки или темной лиственной древесины. Сверху клали мягкие ковры с длинным ворсом теплых тонов, создающие ощущение замка.  Цветовая палитра складывалась из ярких и теплых тонов: охра, алый, фиолетовый, черный, золотой, зеленый. Ассоциации со средневековьем подчеркивались темной панелировкой стен, геральдическими знаками,  росписью стен под грубый камень.   Богатые бархатные драпировки на вытянутых окнах  приглушали свет и создавали магическую атмосферу  в интерьере. Тяжелая мебель из массивной древесины украшалась резьбой и мягкой бархатной обивкой.  Готическими аксессуарами могли быть свечи, кованые предметы, статуи и горгульи, кресты.

Примеры неоготики

Замок Strawberry Hill в предместьях Лондона, принадлежавший писателю Хорасу Уолполу

Замок в Леднице, Чехия

 

Замок Нойшванштайн, Германия

Сочетания

Готика хорошо сочетается с:

  • Мавританским стилем, где также широко применяются арочные конструкции.  Как уже упоминалось ранее, сам стиль был создан в попытках воссоздать Храм Соломона, поэтому готика изначально заимствовала черты восточной архитектуры.  При совмещении двух стилей получается интересный  микс из традиция Востока и Запада.

  • Минимализмом. В этом случае ничто не отвлекает внимание от готических элементов, и при этом нет ощущения перегруженности интерьера. Предметы в готическом стиде в этом случае становятся доминантами интерьера.

 

  • Провансом. В этом случае не рекомендуется использовать чересчур насыщенные и темные цвета.

  • Фьюжн.

Комментарии

Комментариев пока нет. Добавьте первый комментарий ...

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

девять − шесть =

Дизайн-проект интерьера

Разовая консультация

Дизайн во время ремонта

Контакты

Москва, Одинцово, Звенигород, Красногорск
+7 (926) 466-56-43, info@design-guru.moscow

открыть карту