Оставить заявку
Ар Нуво
В дизайне интерьера

Ар Нуво

Стиль Art Nouveau (Новое Искусство), он же Модерн, Либерти и Югендстиль, развивался в Европе и США с 1880-х гг до Первой Мировой.  

Стиль черпал вдохновение из буйства природы и получил распространение в архитектуре, интерьере, одежде, прикладных искусствах и живописи.  Причудливые линии и изгибы в виде «удара хлыста» были частично заимствованы из работ по ботанике и  изображений глубоководной фауны, как  те, которые были опубликованы немецким биологом Эрнстом Генрихом Геккелем   (1834–1919) в работе “Kunstformen der Natur”  (“Художественные формы в природе”, 1899).

Название стиля имеет одно и то же значение:

  • Модерн -от латинского modernus - новый, современный;
  • Ар Нуво во Франции и Англии - от фр. Art Nouveau - новое искусство; по названию парижского магазина-салона «Дом нового искусства»);
  • Югендстиль – от немецкого Jugendstil, т.е. молодой стиль, по названию мюнхенского журнала «Югенд», пропагандирующего новое искусство;
  • Сецессион в Австро-Венгрии - от лат. Seccessio - отделение, уход; по названию объединения молодых художников.

Отличительные черты:

  • Палитра из природных цветов;
  • Непрерывно перетекающие формы;
  • Изогнутые линии, форма линии «Удар Хлыста»;
  • Асимметрия;
  • Женские фигурки, стрекозы, флоральный орнамент;
  • Витражи и светильники Тиффани;
  • Ковка.

Исторический контекст

Конец девятнадцатого столетия был ознаменован с одной стороны, политическими переменами, а с другой - модернизацией производства. Франция была потрясена политическим скандалом 1894 года и ее последняя форма правления, Третья Республика, продолжала колониальную экспансию в Африке и в Азии, параллельно пытаясь справиться с внутриполитическими проблемами, такими, как бедность, политическое недовольство и промышленная нестабильность.  Великобритания также стремилась поспросить империю и соперничала с Францией, в то время как Габсбургская империя, занимавшая большую часть Центральной и Восточной Европы, теряла власть и пыталась справиться с давлением жителей, требовавших перемен.

Возрастал политический вес недавно объединенной Германии, а также США.

Города стремительно росли под влиянием промышленного прогресса. Открытия в области науки и медицины открывали новые горизонты для таких психологов, как Фрейд и Юнг, выдвинувших  передовые теории о бессознательном и сновидениях.  На фоне относительного благополучия верхних и средних слоев населения возрастала бедность рабочих классов, особенно в городах.  По мере того, как девятнадцатый век приближался к завершению, нарастало чувство смутной тревоги и неуверенности, которое нашло отражение в искусстве, литературе и музыке.

Шарль Жиро, Париж

Идеология стиля

В 1880-х годах в Великобритании возникло течение Искусства и Ремесла (Arts and Crafts), которое противопоставляло себя товарам массового производства плохого качества, которые появились на рынке в результате Промышленной Революции. Это движение послужило толчком к возникновению новой художественно-выразительной формы – Ар Нуво.

Название стиля происходит от названия магазина, отрытого Зигфридом Бингом в Париже в 1895. Там продавались работы самых известных мастеров этого стиля: Эмиля Галле, Анри Ван де Вельде и Луиса Камфорта Тиффани.

Эмиль Галле, кровать с бабочками

Последователи Ар Нуво были твердо намерены разбить устоявшиеся каноны историзма и создать новую форму искусства, соответствующую потребностям времени. В отличие от других течений, Ар Нуво не различал направления изящных и декоративных искусств, делая акцент на синтез всех видов творчества.

К концу века Art Nouveau стало единым узнаваемым стилем, который можно было наблюдать повсеместно, даже на улицах. Здания в Будапеште, Брюсселе, Париже. Вене были визуальным выражением этой современной формы искусства, резко контрастируя с тяжеловесной помпезностью большей части зданий в стиле историзма XIX века. Рекламные щиты и сами здания в Париже были покрыты новейшими постерами в стиле Ар Нуво.

Эжен Валлен, столовая

Интерьеры девятнадцатого века часто представляли собой смесь из разных стилей, которые могли находиться бок о бок в одном помещении. Ар Нуво протестовало против этого хаоса, делая упор на ремесленное производство и решения интерьеров в едином стиле, который распространялся на архитектуру, мебели и самые мелкие детали интерьера.

Различные интерпретации стиля

Больше всего в стиле Ар Нуво поражает его разнообразие. У каждой страны была своя трактовка стиля.

Во Франции и в Бельгии дизайнеры создавали сложные перетекающие формы на основе цветов, листвы и морской тематики, и именно эта трактовка первой приходит на ум, когда мы говорим об Ар Нуво.

В Британии, Германии и Австрии применялись более прямые линии и геометрические формы. Дизайнеры Ар Нуво также экспериментировали с такими материалами, как гнутая древесина и Алюминий.

В Испании самым известным приверженцев Нового Искусства стал Антонио Гауди, построивший свою деятельность на органических формах и экстравагантном применении растительных мотивов.

Парк Гуэля в Барселоне, созданный Антонио Гауди в 1900 — 1914 годах.­

Новые источники вдохновения

Мастера Art Nouveau не отвергали полностью наследие прошлого. Особенно во Франции дизайнеры находились под влиянием асимметрии и тонких деталей стиля Рококо.

Многие мастера искали вдохновение в природе, наиболее распространенными декоративными деталями были цветки вишни, анютины глазки, кувшинки и стрекозы. Еще одним популярным мотивом была изогнутая женская форма, которая так нравилась поэтам Символизма. Некоторые интерпретировали Японские мотивы.

Сама индивидуальность стиля Ар Нуво и послужило причиной его конца. Движение было очень ярким и насыщенным, основанным на креативности нескольких блестящих мастеров, но им оказалось сложно удержать столь пристальное внимание публики, и всего спустя 15 лет стиль начал угасать, и поиски стилевых решений вновь вернулись к клише на пороге Первой Мировой Войны.  

Ар Нуво в интерьере

Павильон Зигфрида Бинга на Парижской выставке в 1900 году показал, насколько велико влияние стиля Ар Нуво на интерьеры. Павильон состоял из шести комнат, объединенных стилевым решением: вместо эклектичной викторианской смеси из предметов мебели, текстиля и орнаментов различных исторических стилей, эти комнаты демонстрировали единый и последовательный дизайн, отраженный в цвете стен, поверхности полов, мебели и аксессуаров. Жорж де Фёр спроектировал будуар и гардеробную комнату, Эдуар Колонна – гостиную, Эжен Гайар - прихожую, столовую и спальню. Павильон Бинга остался почти незамеченным парижской прессой, однако он стал мерилом для дизайнеров и коллекционеров, стремящихся к созданию единого впечатления от интерьеров.

Otto Wagner, Вена

В интерьерах стиля модерн стены покрыты причудливыми, асимметричными формами, капризно извивающимися линиями, переходящими на потолки. Потолки декорируются, как правило, плоскорельефной гипсовой пластикой, стены становятся более красочными, занавеси — более светлыми. Стилизованный растительный орнамент модерна накладывается на произвольные формы мебели, оконных и дверных проемов. Широко использовалось витражное остекление.

Абажуры светильников напоминают чашечку цветка. Эффект усиливался тонкостью отделки и применением ценных, часто экзотических, материалов: инкрустациями, цветной фанерой, жемчугом, слоновой костью, металлами, полудрагоценными камнями.

Замок Sammezzano, Италия

Мебель Ар Нуво создана для решения двух задач: декоративной (интересные формы, интарсия и резьба) и конструктивной (прямолинейность, ясное построение). В Англии и Германии конструктивная часть ставится во главу угла, что порождает более ясные по форме предметы, где декор сведен в них к минимуму. Целевая и художественная форма при производстве предмета должны быть результатом единого материально-технологического процесса.

Проектировщики мебели наблюдали за осуществлением своих замыслов непосредственно на производстве, что положительно сказывалась на работе мастерских. Услугами проектировщиков пользовались даже при меблировке квартир в доходных домах. Это открывало возможность для осуществления идеи гарнитура, комплекта мебели в широких масштабах.

Claude Lalanne

Сочетания

Стиль модерн требует полной согласованности элементов, поэтому крайне сложно, например, сочетать стулья в этом стиле со столом в стиле барокко или классицизм. Есть очень интересные примеры, когда все предметы в интерьере созданы на стыке двух стилей, например, это может быть Ар Нуво и…

  • Хай-тек

  • Ар Деко
  • Современный Модерн

  • Этно

Комментарии

1 комментарий
  1. dialectical journey:

    Спасибо, интересно

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

19 − пятнадцать =

Дизайн-проект интерьера

Разовая консультация

Дизайн во время ремонта

Контакты

Москва, Одинцово, Звенигород, Красногорск
+7 (926) 466-56-43, info@design-guru.moscow

открыть карту