Оставить заявку
Блог о дизайне
Дизайнера интерьера

Психология дизайна офисных пространств. Прогрессивный подход

Это довольно странно, но компании, которые занимаются зарабатыванием денег, очень редко заказывают дизайн общественных пространств, то есть офисных помещений. Обычно служба АХО заказывает у поставщика в огромном количестве одинаковые столы, стулья, шкафы, телефонные аппараты и компьютеры. Главным критерием выбора при этом обычно является экономия бюджета компании.

Но крупные западные корпорации довольно быстро обнаружили, что неудачная конфигурация офиса может оказывать негативное влияние на производительность труда. Исследования показали, что отступление от традиционных форм офисного пространства часто приводит к увеличению производительности и лучшей атмосфере в коллективе.

Открытая среда - Open Office

Открытый офис – это не тоже самое, что открытое пространство, open space. Это несколько другая философия функционирования и взаимодействия между людьми. Что есть традиционный опен спейс? Когда новый сотрудник приходит на работу, его помещают за стол в большом зале с десятками таких же, как он. Начальники локальных подразделений сидят за перегородками в том же зале. Руководители отделов и департаментов уже имеют отдельные закрытые кабинеты с дверьми. А самые крупные руководители – просторные кабинеты с прекрасным видом из окна и украшениями в виде живых растений.

В прогрессивных компаниях этот подход заменяется общим открытым пространством, где крупные руководители находятся бок о бок рядом со своими подчиненными, а производственные совещания проводятся в переговорных комнатах со стеклянными стенами. Этот подход сокращает дистанцию между сотрудником на самой нижней ступени иерархии и центром принятия решений. Компания становится более подвижной и быстрее реагирует на вызовы рынка. Так, к примеру, работает известный всем Twitter.

Не удивительно, что именно в таком формате работала мэрия Нью Йорка при Майкле Блумберге (Michael Rubens Bloomberg).

Майкл Блумберг на своем рабочем месте

Это не показуха для фото. Он действительно работал в центре большого помещений, а вокруг располагались его заместители и весь остальной аппарат.

Мэрия Нью Йорка - аппарат мэра

Возможно, что именно такая организация работы помогла эффективно справиться с последствиями 11 сентября 2001 года.

Пространство, ориентированное на задачу

Конечно, идея полностью открытого офиса может вызвать негатив и отторжение, поскольку человеку хотя бы иногда нужно отдохнуть от коллектива. Согласитесь, сложно обсуждать с коллегами планы на выходные в офисе, организованном по принципу Open Office. Поэтому компании сделали следующий шаг и стали организовывать локальные пространства с различным функционалом, которые сотрудник может использовать по мере необходимости.

В этой схеме рабочие столы не закреплены за сотрудниками и каждый может работать за любым свободным. Есть зоны с круглыми столами для мозговых штурмов и совещаний, а также места, часто с мягкой мебелью, где можно спокойно уединится и работать над текущим проектом или над решением своих личных проблем. Как говорил знаменитый Стив Джобс, «Работать надо не 40 часов в неделю, а головой».

Этот тип офиса выбрал для себя Google.

Один из офисов Гугл

Каждый сотрудник, и интроверт, и экстраверт, найдет в такой организации для себя место, где он будет чувствовать себя максимально комфортно и будет показывать максимальную продуктивность. Конечно же, организация такого режима работы невозможна без современных беспроводных технологий.

Персонализация пространства

В корпоративной среде существуют споры о том, нужно ли на работу приносить свою личную жизнь в виде фотографий, мягких игрушек, забавных украшений с последней вечеринки или детских рисунков. Например, в головном офисе Сбербанка при очередной реорганизации офисного пространства, сотрудникам рекомендовали убрать с рабочих мест все, что напрямую не связанно с их непосредственной работой.

Но исследования показали, что люди, которые украшают свои рабочие места какими-то значимыми для них вещами, чувствуют некоторую психологическую связь с компанией и думают, что вложили в успех компании больше, чем остальные.

Персонализированный офис с кошками

Это утверждение было проверено экспериментально студентами-психологами университета Эксетера (University of Exeter) в Англии, когда они изучали работу одной из корпораций. Они разделили работников на четыре группы: первой не разрешили персонализировать свои рабочие места совсем. Второй группе разрешили персонализировать пространство совсем чуть-чуть. Третей дали полную свободу, включающую перестановку мебели. А четвертой группе дали полную свободу, но через некоторое время вернули их в общие корпоративные рамки. Не трудно догадаться, что наибольшего результата добилась группа номер три. В ней отмечалась лучшая концентрация внимания, лучшая организованность и лучшая производительность.

Естественный свет

Естественный свет – очень важный параметр как в жилом, так и в офисном пространстве. Статистика показывает, что постоянное пребывание в помещении с лампами дневного света приводит к снижению иммунитета и, как следствие, к повышению количества простудных заболеваний и к снижению производительности труда от постоянного раздражающего звука, исходящего от этого вида ламп.

Исследования, проведенные университетом штата Иллинойс (University of Illinois) показали, что работники, получающие достаточно естественного солнечного света в течении дня, показывали более высокую производительность труда и меньше уставали, по отношению к сотрудникам, которые работали в более темных помещениях или в помещениях с искусственным освещением.

Соответственно, для офисов предпочтительно выбирать здания с окнами во всю стену – от пола до потолка. При этом, освещенной зоной будет 6-7 метров от окна, если не будут использованы перегородки. Дальше нужно организовывать другие функциональные пространства и использовать подсветку.

Групповая работа над проектом в Гугл

Собственно, поэтому крупные компании ушли от простой покупки мебели и пришли к приглашению профессиональных дизайнеров для правильной организации офисного пространства. С учетом эргономики, психологии и, как это называлось когда-то в Советском Союзе, научной организации труда.

По материалам сайта

Лого сайта источника

Комментарии

Комментариев пока нет. Добавьте первый комментарий ...

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

шестнадцать − тринадцать =

Дизайн-проект интерьера

Разовая консультация

Дизайн во время ремонта

Контакты

Москва, Одинцово, Звенигород, Красногорск
+7 (926) 466-56-43, info@design-guru.moscow

открыть карту