Ковер в интерьере: тренд на возврат советских ковров
Ковер в интерьере тема обширная и интересная, но на прошлой неделе для меня она представилась с неожиданной стороны. Сначала я написала статью, которую вы можете прочитать ниже, из которой для портала Lenta.ru были взяты два абзаца.
Потом со мной связались представители телевизионного канала «Москва24» и попросил дать комментарий на ту же самую тему – про тренд на возвращение советских ковров в современные интерьеры.
А буквально на следующий день после этого позвонили с Радио России.
И хотя комментариев на тему «Его ворсейшества» было сделано много, но я считаю, что тема не была раскрыта полностью в виду краткости предложенных форматов. Поэтому, предлагаю Вам познакомится с изначальной статьей на тему советских ковров, с которой все началось.
Ковер как символ СССР
В конце XIX века у зажиточных людей в моде была эклектика (она же историзм). Когда они строили себе особняки, то разные комнаты оформляли в разных стилях: например, бальный зал в греческом стиле, малая гостиная в стиле рококо, столовая или музыкальная комната – готика, и так далее. Это можно наблюдать и сейчас в сохранившихся до наших дней московских и петербургских особняках того времени. Так вот, непременным атрибутом такого особняка была комната в восточном стиле (часто мавританская).
Она позиционировалась как мужская гостиная, иногда сигарная или бильярдная, и скорее отражала представление архитектора о роскоши мусульманского мира, чем воспроизводила реальные черты восточных интерьеров. В такой комнате непременно должны были быть ковры. Ими могли устилать полы, мебель, вешать на стены. Часто в такой комнате выставлялась коллекция оружия или экзотических восточных ценностей.
Восприятие ковров и хрусталя как символов роскоши пришло в советские массы именно из буржуазных особняков. Кстати, оттуда же пришла местечковая манера называть гостиную залом и кружки - бокалами. Они не могли повторить гипсовую лепнину, ткань или тистеную кожу на стенах, как это было в городских особняках высших сословий, но вот ковры были вполне доступны. А еще можно было имитировать хрустальную люстру типичной для тех времен люстрой-каскадом, составленной из соединенных в палочки шестигранных элементов и подходящей для низких потолков в хрущевках. Я думаю, что ковры теплых оттенков выбирали именно по аналогии с мавританскими или персидскими комнатами предыдущей эпохи. Ведь почти все они красно-черные или красно-коричневые, редко встретишь синие или фиолетовые оттенки.
Конечно, ковер на стене имел не только статусно-эстетическое, но и практическое значение: поглощал звуки, берег от грязи и потертостей обои в том месте, где к стене мог прислониться сидящий на кровати или на диване человек. Манера вешать ковер не где-нибудь, а именно над кроватью, объясняется очень просто.
Во-первых, кровати ставили не так, как сейчас, изголовьем к стене, а вдоль стены. Скорее всего, это было связано с шириной комнаты в хрущевках: по СНиПам 1957 г площадь спальни на одного человека составляла 6 кв.м., на двоих - 8 кв.м. В комнате такого размера поставить кровать иначе, кроме как прижав ее к стене, невозможно. Таким образом, сидящий или лежащий на кровати непосредственно касался жесткой стены. Такая близость не особенно приятна, к тому же, она способствовала ускоренному старению обоев в этом конкретном месте. Если вместо обоев стены были просто побелены, то у спящего были все шансы проснуться белым, так как побелка в основном была некачественной, и от этого ковер тоже защищал. То есть ковер выполнял роль продольной спинки.
Во-вторых, над кроватью был самый большой кусок незанятой стены: вдоль другой стены во всю высоту стояла стенка или шкаф, так что, по сути, больше его и приспособить было некуда. Та же логика применима и к гостиной, если таковая имелась: ковер шириной от 2 метров можно повесить только над диваном и больше нигде, так как напротив стоит стенка и телевизор. Место за диваном и сейчас остается самым зрелищным в небольших гостиных: там располагают настенный декор, красивые бра.
Теперь о том, почему в советские времена ковры не клали на пол. Предполагаю, что связано это с их ценой. Можно сколько угодно смеяться над советским вкусом, однако ковры в основном были шерстяные и с детальной проработкой рисунка. По крайней мере, в детстве я видела у нас в квартире именно такие, да и в гостях они были не хуже. С уверенностью могу утверждать, что в наши продвинутые времена синтетику с не пойми как сделанным рисунком, который распадается на бежевые и коричневые точки, покупают очень многие. Я наблюдаю эту печаль примерно в 60% случаев во время разовых консультаций, которые я провожу как дизайнер. В советские времена шерстяной ковер мог стоить от трех зарплат среднего инженера, в наши, если говорить именно о шерсти, мы говорим о сумме от 100 тыс. А тогда надо было еще и где-то его доставать, это вам не просто в магазин пришел и купил. По-моему, ничего удивительного в том, что такое чудо не хотели класть под ноги и собирались передавать по наследству.
Любителей кричать о моветонности настенного советского ковра немало, что и неудивительно, ведь мода на них давно прошла и теперь его воспринимают как «символ тягот, нехваток и очередей». Но я бы не спешила так однозначно его клеймить. В советском ковре есть своя прелесть: она кроется в его теплых празднично-красных оттенках, в переплетении растительных орнаментов, в нерусской экзотике, которая за образами советского прошлого стерлась из памяти.
Я думаю, что многие выбирали и вешали такие ковры, чтобы утеплить интерьер не физически, а визуально, добавить уюта и ярких красок в наши серые северные будни. В какой-то степени выходило даже лучше, чем сейчас. Многие мои клиенты категорически не приемлют синие и зеленые цвета в интерьере, так как воспринимают их как слишком холодные. Исключение составляют оливковые цвета, которые по пути из магазина на объект неведомым образом превращаются в болотно-илистые и придают стенам общее ощущение немытости, чтобы не сказать, плесени. Красный цвет – табу для всех моих клиентов без исключения. Он ассоциируется с агрессией, с кровью, напрягает. А ведь это исконный, культурно наш, цвет, цвет радости и праздника. Синий сейчас – нельзя, красный – нельзя, а что можно?
В результате современные интерьеры получаются полностью бежевыми, аномально спокойными и монотонными, как будто люди, которые в них живут, буйно помешанные и очень хотят, чтобы их успокоили. Уверяю, что разнообразия в сегодняшних среднебюджетных интерьерах не больше, чем было во времена СССР, несмотря на все развитие СМИ и изобилие рынка. И сегодня, как тогда, люди хотят добиться в своем жилье как можно большего тепла, что приводит к общей «пережаренности» интерьера. Но по крайней мере, советские граждане имели смелость добавить красный, чего от души желаю всем любителям бежевого.
Между прочим, русские мотивы активно используются зарубежными дизайнерами для создания различных коллекций для дома, в том числе коллекций ковров. Например, немецкий дизайнер Ян Кат (Jan Kath) в 2012 году выпустил серию под названием «From Russia With Love», осовременив цветочные мотивы Тюменской области и южных советских республик.
Ковры на стене теперь с успехом заменяют обои с рисунком. Принято комбинировать зоны, выклеенные более активным орнаментом, с однотонными или почти однотонными компаньонами. Принцип тот же, что и у ковров: понятно, что клеить орнамент за шкафом бесполезно, гораздо выигрышнее он смотрится за изголовьем или за диваном. Так как жилые комнаты обычно больше (средняя площадь спальни 13-15 кв.м.), выбор зон разнообразнее, чем был раньше, есть и другие стены, не заставленные мебелью, например, стена напротив кровати, которую приятно рассматривать, откинувшись на подушки, или стена за телевизором, не заполненная шкафами. Обои – более бюджетный и менее долгосрочный вариант и хорошая замена коврам.
Для людей с более глубоким карманом и взыскательным вкусом, существуют другие материалы, которыми можно украсить отдельные участки стен. Например, настенный деревянный шпон или т.н. гибкий камень, даже плитка, хотя с ней в жилых комнатах стоит обращаться осторожнее. Еще один интересный вариант – настенные фрески, авторские росписи или гипсовые рельефы. Все это к услугам хозяев вместо ковров на стене.
Примечательно, что, оформляя стены несколькими видами обоев или штукатурки, владелец квартиры получает дополнительные возможности по отношению к тем, кто когда-то вешал на стены ковер. Даже когда определенная зона уже выделена орнаментом, вы можете дополнить ее либо картинами, либо фотографиями, либо другим настенным декором. Если вы не промахнулись в сочетаниях, это придаст комнате приятную многослойность, покажет, как вы любите свой дом и заботитесь о каждой мелочи.
Есть своя парадоксальность в том, что изначально в мавританских гостиных стены тоже были многослойными: на ковер вешали холодное или огнестрельное оружие. В советские времена данный принцип забылся, и ковер стал единственным декоративным слоем. А теперь у нас вновь есть возможность играть, накладывать один слой на другой: обои с рисунком на фоне остальных однотонных стен, а декор - сверху. Правильно говорят, что все уже было изобретено до нас, просто что-то мы забываем, что-то вспоминаем. Не удивлюсь, если еще лет этак через пятьдесят настенные ковры и хрусталь снова войдут в моду.
Комментарии
Комментариев пока нет. Добавьте первый комментарий ...