Как сочетать орнамент в интерьере | Видео
Любой дизайнер, даже тот, кто работает в стиле минимализм, рано или поздно сталкивается с вопросом - как сочетать орнамент в интерьере? Орнамент используется повсюду: в рисунке паркета, на коврах, на обоях, на шторах и на обивке, в лепнине на потолке, в витражных стеклах, в резьбе. Конечно, самый простой вариант – взять ткани и обои от одного производителя и из одной коллекции, поставщик уже разработал линейку компаньонов к основному рисунку.
Но ведь хочется, чтобы интерьер был авторским и неповторимым, если все будут делать по каталогу, то разве это дизайн. Есть и еще одна опасность в таком подходе: производитель предлагает то, что, по его мнению, будет востребовано широкой аудиторией. А дизайнеру, если Клиент к этому готов, хочется попробовать менее избитые и очевидные сочетания. В этом случае одним каталогом не обойтись.
Основные вопросы, которые возникают при подборе орнаментов: сколько их должно быть, какие именно, в каком соотношении они должны присутствовать, какая логика стоит за сочетанием? Эти вопросы я разбирала в своем выступлении в шоуруме компании «Ампир Декор».
Виды орнаментов
О том, какие именно орнаменты бывают, я подробно рассказывала тут. Напомню лишь, что, с моей точки зрения, когда речь идет об обоях и тканях, проще всего их разделить по принципу, имитируют ли они что-то, что человеку встречается в природе, или нет. Если нет (например, геометрические фигуры в чистом виде, абстракция, написанные слова), то я их отношу к рукотворным.
Если да (например, растения, животные, фактуры природных материалов) – то к природным. В отдельную категорию я предлагаю выделить близкие к однотонным орнаментам, образованные самим материалом, по сути, текстуры, которые не попали в раздел «природных». Например, орнамент на основе ярко выраженного плетения нитей в ткани.
Как сочетать
Вопрос сочетаемости насущен не только для интерьеров. Орнаменты активно используются во многих областях, в том числе в дизайне продуктов: представим себе упаковку молока или сока, рисунки на сменных чехлах для телефонов и так далее. Наиболее остро, с моей точки зрения, вопрос сочетания стоит в мире моды и в графическом дизайне (айдентика компании, логотипы, визитки, сайты, флайеры).
Интерьер и мир фэшн в поисках новых решений часто опираются на одни и те же исторические источники либо друг на друга. Я не специалист по модной одежде, но думаю, что в ней изменения происходят быстрее, есть даже специальный сектор под названием fast fashion. Фаст - интерьер пока еще никто не изобрел, что, вероятно, связано с его большей стоимостью и трудозатратностью по отношению к платьям и шляпкам.
Так вот, в моде и в интерьере сочетания основаны на одних и тех же принципах. Многие довольно бытовые советы девушкам, которые хотят модно одеваться, применимы для интерьера.
Например, рекомендация не покупать весь гардероб в одном бренде. В интерьере это можно интерпретировать как нелюбовь к гарнитурности. Особенно, если вы нанимаете дизайнера, маловероятно, что стол, стулья и буфет в столовой будут из одной коллекции, да вдобавок в цвет полов и дверей. О том же самом я упоминала в начале статьи, когда говорила о выборе многих отделок из одного каталога.
Еще один интересный принцип, который применяется и в моде, и в интерьере – total look. Выходя на подиум, модель демонстрирует не только новое платье, но и готовое решение, с чем его сочетать: очки, шарфы, шляпы, сумки и обувь, не говоря уже о макияже – все это способствует завершенному образу и лучшему восприятию со стороны зрителя. Ведь не секрет, что, покупая платье, на самом деле мы платим не за ткань и фасон, а за образ себя в нем. Мы представляем, какое впечатление оно произведет на окружающих, в каких случаях мы сможем его надеть и как будем себя в нем чувствовать. То же относится и к интерьеру. Я долгое время проработала с итальянской мебелью. И все фабрики, за очень редким исключением, представляют свой продукт по каталогам в готовом интерьере.
Например, фабрика предлагает современный диван, но представляет его не на белой странице, а в историческом интерьере, с мрамором на полу и фресками, с вазами, цветами и шторами, да еще и с какой-нибудь фантастической люстрой, которую фабрика позаимствовала у партнёров, а сама ее не продает. Всё потому, что производитель также предлагает вам прежде всего образ, сказку о том, как вы долго и счастливо живете в вилле у моря, а заодно и подсказки, с какими цветами и формами можно выгодно сочетать их продукт.
Количество орнаментов в интерьере
Конечно же, все зависит от стиля и от Заказчика. Кому-то и двух орнаментов в интерьере много, а кто-то, наоборот, не любит пустых однотонных поверхностей. В интернет пишут, что лучше нечетное количество орнаментов (обычно три или пять). Идея о нечетности возникала по аналогии с композиционным принципом повторения одной формы или составления предметов в группы, по которому рекомендуется составлять группы из нечетного числа предметов. На мой взгляд, к орнаментам это никак не относится. Три орнамента или четыре – число не повлияет на гармоничность интерьера. Если честно, я очень сомневаюсь, что их кто-то пересчитывает, особенно если принять во внимание, что неяркий и тонкий орнамент может играть роль фона для остальных, или что однотонные цветовые пятна не менее важны, чем элементы интерьера с орнаментом.
Так что ответ на вопрос, сколько орнаментов можно сочетать: сколько угодно. Однако чем их больше, тем сложнее интерьер, и тут все же стоит знать меру. Во-первых, если вы оформляете небольшую комнату, скажем, в 15 кв.м., то большое количество орнаментов визуально ее уменьшит, а также повысится психологическая нагрузка на того, кто в ней находится: поблизости постоянно будет мельтешить какой-нибудь узор, отвлекая внимание от сна, если это спальня, или от работы, если, к примеру, мы говорим о рабочем кабинете.
Кроме того, чем больше орнаментов в наборе, тем сложнее будет выстроить из них иерархию. Об этом мы еще не говорили, но суть проста: какой-то орнамент должен быть основным, какие-то – второстепенными и какие-то – третьестепенными. Речь тут идет не о площади покрытия, а о том, что прежде всего привлекает внимание. Соответственно, если речь идет о трех орнаментах, то выстроить из них последовательность легче, чем когда речь идет о десяти.
С другой стороны, если вы работаете с большой площадью (50 кв.м.), такой, как кухня-гостиная в загородном доме, то увеличение количества орнаментов даже желательно. Я заметила, что часто такие объединенные площади выглядят не очень уютно, как будто находишься в холле торгового центра. Орнаменты могут помочь и зонировать, и собрать разные части интерьера в единое целое. В этом случае, если Заказчик не боится цветов и рисунков, семь-десять орнаментов будут оптимальным числом.
Вперед, к победе
Об орнаментах можно говорить до бесконечности. Это очень увлекательная и очень женская тема. Основное правило: процесс подбора и результат должны приносить удовольствие. Ведь вы украшаете свой дом.
И еще: избегайте банальных рисунков, на их основе сложно собрать красивый набор. Недавно на консультации клиенты мне показывали пол под классику с кругом-розеткой в центре. Вот примерно, какую:
Такие вещи производят последние лет двадцать. Ну, ничем этот орнамент не обыграешь и не исправишь. Разве что еще гипсовые колонны добавить по периметру. А главное, зачем мучиться и что-то исправлять, когда рынок предлагает такое многообразие вариантов. Ищите вдохновение и будьте дерзкими, ведь вы делаете это для себя, почувствуйте, какой это экстаз, когда все складывается кусочек к кусочку, листик к цветочку.
Желаю вам удачи и удовольствия от процесса украшения своего жилья и надеюсь, что эта статья будет вам полезной.
Комментарии
Комментариев пока нет. Добавьте первый комментарий ...