Интернациональный стиль в интерьере
Интернациональный стиль – это словосочетание, которым описывается то, что происходило в архитектуре 1930-70х гг. Если честно, это не совсем стиль, и даже единым стилевым направлением его можно назвать лишь с натяжкой, так быстро менялись течения в архитектуре и в дизайне интерьера в тот период. Как утверждает Википедия, это очень общий термин, который включает в себя такие направления, как брутализм, конструктивизм, функционализм, рационализм. Наверное, для описания этого времени уместнее было бы говорить о конкретных авторах и о школах дизайна, чем о едином стиле, но надо же с чего-то начать. В этой статье я рассажу немного об истоках интернационального стиля и о его проявлениях в интерьере.
В 1932 году в Музее Современного Искусства в Нью-Йорке прошла выставка под названием «Архитектура: Международная выставка». Тот стиль, который она отобразила, считается самым чистым выражением модернизма XX века. Кураторы выставки обозначили следующие архитектурные принципы:
- Объем вместо массы
- Баланс вместо симметрии
- Отказ от классического декора
Стиль предполагал отказ от национальных особенностей и ставил во главу угла геометрическую форму и современные материалы. Нельзя сказать, что в разных странах его проявления оказались одинаковыми, но общие черты безусловно прослеживаются. Архитектура интернационального стиля развивалась на основе концепций Баухауза и голландской группы Де Стиль. В его основу легли идеи таких мастеров Баухауса, как Вальтер Гропиус, Людвиг Мис ван дер Роэ и Марсель Брейер, а также их современника Ле Корбюзье. Здания этого стиля представляли собой строгие строения с плоской крышей из стали и бетона с широкими ленточными окнами и без орнамента, в противоположность традиционным архитектурным стилям. Интерьеры в международном стиле выглядели по-новому: они были открытыми, полными света, наполненными предметами функционального дизайна.
Этот стиль подчеркивал утилитарное назначение интерьера, стремился уйти от излишеств и художественных приемов, которые, с точки зрения архитекторов, только удорожали проект, но не были по-настоящему необходимы потребителям. Хотя сложно сказать, что результат их работ вышел массовым или особо дешевым.
В США в это время происходил экономический бум и данный стиль хорошо соответствовал новым запросом он был экономичным и эффективным, а также обеспечивает максимальную площадь использование модульных элементов фабричного производства. Он хорошо подходил для офиса в крупных корпоративных компаний, современных прямоугольных и со светопрозрачными фасадами.
Данный стиль подчеркивал структуру и функцию, они тепло и удобство интерьера, поэтому в жилых интерьерах он так и не набрал того размаха, как для офисов. Ярким примером стиля стал небоскреб Cигрем-билдинг (Seagram Building) в Нью-Йорке, образец корпоративной культуры XX века.
Интернациональный стиль более-менее успешно применялся в квартирах высотных домов, гораздо реже в домах на одну семью, за исключением разве что инновационных домов в Калифорнии, который спроектировали Рудольф Шиндлер и Richard Neutra.
Какая архитектура интерьера интернационального стиля часто были ограничены рамками модернистского словаря, и хотя они часто были довольны помпезными, всё равно общества воспринимало их как чересчур строгие.
Как я сказала, интерьер в международном стиле разворачивается в просторное и полное света пространство. Традиционная планировка из отдельных комнат была заменена открытым планом сопряженных объемов, разделённых перегородками и отрезками стен.
Мебель составлена в островки и таким образом выделяются отдельные зоны. Интерьер следует известному принципу Миса ван дер Роэ «Чем меньше, тем больше (Less is more)», поэтому в нём нет случайных предметов, а мебель составляет сплав промышленного дизайна и фабричных материалов.
Внутренняя обстановка довольно предсказуема: гладкие белые стены подчеркивают бесшовное перетекание объемов пространства, плоские потолки часто не отличаются высотой, таким образом подчёркивается горизонтальная, а не вертикальная направленность интерьера. Очень важным элементом архитектуры интернационального стиля является стекло, и оно же главенствует в интерьерах.
Идея внесения экстерьера в интерьер выражается в стенах из стекла от пола до потолка, включают в композицию окружающий здание ландшафт, шторы часто не используются, а если они есть, то чем меньше они привлекают внимание, тем лучше. Принцип интернационального стиля о том, что объем заменяет массу, выражался в том, что достаточно было очертить периметр здания без того, чтобы отделять его от мира глухими стенами, то есть чем прозрачнее, тем лучше.
Палитра интерьера складывается из таких нейтральных цветов, таких как бежевые и серые или черные с очень ограниченным количеством акцентов, окрашенных в первичные цвета.
В обивке мебели мы видим гладкую кожу природного оттенка (черного или коричневого), иногда попадаются более дорогие ткани, чтобы добавить драматического эффекта, но ярких принтов обычно избегали.
Чтобы добавить интерьеру зрелищности, дизайнеры облицовывают стены такими материалами, как розовое и эбеновое дерево, которое сочетается с блеском стали и хрома.
Верхнее освещение по большей части скрыто, чтобы не прерывать линейность пространства, а декор и аксессуары практически отсутствуют, несмотря на то, что стены представляют собой идеальный фон для живописи крупного размера и современной скульптуры.
В таких интерьерах вы скорее всего увидите узнаваемые предметы мебели, созданные мастерами Баухауза, так как они соответствовали строгой модернистской эстетике.
Даже если используются дорогие предметы предыдущих стилей, это всегда мебель фабричного производства. Самые интересные предметы мебели – стулья, банкетки и кресла, спроектированные Мисом ван дер Роэ, Брейером и Ле Корбюзье. Они обладают выставленным напоказ гнутым стальным каркасом и обивкой из кожи, либо пустоты заполняются тростником или плетенкой.
Хранение часто встроено, чтобы визуально минимизировать захламлённость, максимально очистить пространство. Корпусная мебель невысока и прямолинейна. Она сделана из дерева со стальной фурнитурой и ножками.
Дизайн в интернациональном стиле обычно подмешивает в интерьер предметы предыдущих эпох, хотя иногда антикварный предмет мебели может быть применён в качестве предмета искусства, контрастирующего с остальной обстановкой.
Несмотря на всю свою престижность, международный стиль полностью угас к 70-м годам. Его принципы оказались недостаточно гибкими, чтобы устоять под натиском интереса к историческим стилям и цикличностью моды.
Если вы читали мою статью про интерьеры мидсенчури модерн (Midcentury Modern), то, наверное, обратили внимание, что он во многом похож на интернациональный стиль. В самом деле, и тот, и другой, основан на идеях Баухауса и разворачивается в похожей архитектуре. Мидсенчури – это конкретно течение пятидесятых годов, в то время как интернациональный стиль – более широкое понятие (с тридцатых по семидесятые). Интернациональный стиль представляется мне более элитарным, эстетским и отнюдь не массовым, и совсем не дешёвым, не смотря на утверждения его идеологов. Это выхолощенные полупустые интерьеры для избранных, которые могут наслаждаться простой формой, очищенной ото всего: от цвета, от декора, часто от фактуры.
Можно сказать, что мидсенчури – это как раз отклонение от интернационального стиля в пользу массовости, этот стиль предлагает интерьер, которым можно пользоваться каждый день: в нем присутствуют более жизнерадостные цвета, а набор мебели не заканчивается кожаными креслами и банкетками без спинок вместо диванов. В этом плане мидсенчури более простой и более буржуазный стиль, более понятный обывателю и менее принципиальный, чем интернациональное течение в целом. Думаю, про стиль пятидесятых можно сказать, что это новый бидермайер – он тоже берет самые современные идеи и перерабатывает их так, чтобы средний класс мог их «освоить» и оплатить.
Комментарии
Комментариев пока нет. Добавьте первый комментарий ...