Голландская плитка в интерьере

Исторические интерьеры Санкт-Петербурга, Русские дворцы, Дворец Меншикова

Как я уже упоминала в предыдущей статье, мы с мужем недавно ездили в Питер на несколько дней, и адский холод стал для нас дополнительным стимулом, чтобы посмотреть как можно больше интерьеров. К счастью, многие усадьбы и дворцы находятся в центре города.

Дом Александра Меншикова приятно выделяется среди петербургских дворцов своим домашним уютом и необычным подходом у оформления: большая часть помещений камерные, многие отделаны голландской плиткой. Для меня было удивительно, что декоративная плитка присутствует на стенах и потолках, а на полу – каменные плиты большего формата или дерево. И еще мы не увидели меншиковских санузлов: то ли они были в тех крыльях дворца, которые не дошли до наших дней, то ли… На этом мысль заканчивается. Если их в действительности там не было, то какая же это колоссальная упущенная возможность для такого любителя плитки. Ну, ничего, во дворце ее и так более чем достаточно, экскурсовод даже пообещала, что реставрации-имитации из нее всего 20%.

Дворец Меншикова на Васильевском Острове в Санкт-Петербурге

Автор фото: Надежда Кузина

Меншиков в вопросе стиля следовал преференциям Петра I, благодаря которому и достиг столь небывалых высот в карьере. Вот Кабинет Петра I из Летнего Дворца:

Кабинет Петра I из Летнего Дворца

Источник фото: spb-guide.ru

В 17 веке в Голландии и Португалии вошёл в моду китайский бело-синий фарфор. Стоил он очень дорого, так как для росписи использовались редкие полудрагоценные камни, пользовался бешеной популярностью. Голландская Ост-Индская компания добилась монополии на импорт фарфора из Китая. Появилось много подделок фарфоровых ваз и посуды, а потом местные умельцы приспособили тот же стиль и к производству плитки.

Кстати, псевдо-китайские вазы получались у голландцев весьма убедительно, хотя постепенно сюжеты перешли от экзотических к более им знакомым: кораблям, мельницам и жанровым сценкам с явно некитайскими участниками.

Голландская псевдо-китайская ваза

Источник фото: pinterest.com

Историческая голландская изразцовая плитка

Источник фото: pinterest.com

В Португалии же роспись по плитке часто выносится в экстерьер, чтобы больше народу могло ею насладиться.

Португальская церковь с голубой изразцовой плиткой на фасаде

Источник фото: pinterest.com

Интерес к экзотическому фарфору и голландской плитке распространился по Европе из Франции, где был по приказу Короля - Солнца был построен Малый Фарфоровый Трианнон, один из первых образцов т.н. “китайщины” (chinoiserie).

Малый Фарфоровый Трианнон французского Короля-Солнце

Источник фото: pinterest.com

Малый Фарфоровый Трианнон французского Короля-Солнце

Источник фото: forumactif.org

Ниже еще один пример использования плитки в интерьере, и снова это Франция. Комната выглядит, как шкатулка, при этом пол и потолок абсолютно идентичны. Мне кажется, в таком интерьере уже нет необходимости в мебели. Забавно, этот интерьер находится в павильоне под названием “Татарская палатка” (La Tente Tartare, Château de Groussay). Снаружи и правда выглядит, как шатер, но татары бы очень удивились.

“Татарская палатка” (La Tente Tartare, Château de Groussay)

Источник фото: pinterest.com

Интерьер очень необычный, вот как он выглядит при большем охвате:

“Татарская палатка” (La Tente Tartare, Château de Groussay)

Источник фото: pinterest.com

К тому моменту, как голландская плитка пришла в Россию, сама идея изразцов была уже далеко не нова, но, в отличии от русской, голландская имеет минимальный рельеф (а часто совсем никакого) и сдержанную цветовую палитру. Русские мастера поступили с голландской плиткой также, как голландцы – с китайским фарфором, и быстро освоили новый стиль, столь милый Петру I. Поэтому в том же дворце Меншикова печи отделаны плиткой русского производства. Собственно, и сам Меншиков в немалой степени способствовал его развитию.

Печь в Варвариных Покоях, Дворец Меншикова

Автор фото: Надежда Кузина

Плитка выполнялась вручную, так что все они индивидуальны, хотя мастер и мог пользоваться трафаретом на начальной стадии росписи.

Подобный декор продолжал пользоваться популярностью и в послепетровские времена, правда, не в таких масштабах, изразцы применялись больше на печах. Вот, например, изразцовая печь в Большом Екатерининском Дворце. Кстати, в петербургских интерьерах много примеров, где голландский стиль соседствует с типичным бело-золотым рококо.

Изразцовая печь в Большом Екатерининском Дворце

Источник фото: russian-mayolica.ru

Оформление плиткой было популярно и в двадцатом веке, правда, опять-таки, смысловая ссылка идет больше на китайский фарфор, чем на Голландию. Знаменитые французские и американские дизайнеры подхватили эту идею и предложили собственные интерпретации.

Голландская плитка в интерьере

Источник фото: pinterest.com

Голландская изразцовая плитка в интерьере

Источник фото: pinterest.com

Голландская изразцовая плитка в интерьере

Источник фото: pinterest.com

Индиго-кобальтовый цвет в сочетании с белым выглядит свежо и нарядно. Прекрасное вдохновение для всех, кто увлекается интерьерами. Одна проблема: выгнать гостей из таких интерьеров, наверное, невозможно, ведь плиток так много и каждая рассказывает свою историю.

Комментариев еще нет.

Оставить комментарий