Дизайн экскурсия в особняк Брусницыных

Особняк купцов Брусницыных построен в середине половине XVIII века, заброшен с середины 1990-х годов, сейчас доступ в него ограничен, и то, что мы в свою короткую поездку в Питер туда попали, - большая удача.

Это двухэтажный дом с загадочной историей, который достался кожевеннику Николаю Брусницыну, а затем перешел к троим его сыновьям. Некоторые источники пишут, что Брусницын приобрел его у вдовы Фишер, а некоторые - что получил его в качестве приданного. На противоположной стороне реки была скотобойня, и шкуры было удобно перевозить на Васильевский остров, где находится особняк. Этот район в целом предназначался для предприятия кожевенного производства, перенесенных сюда в конце 18 века по указу Екатерины II, так как «от оных происходит нечистота и нездоровый воздух». Особняк находился напротив принадлежавшего Брусницыным заводского корпуса и был соединен с ним переходом, который сохранился до сих пор.

Переход, соединяющий особняк и фабрику

Снято с использованием объектива «рыбий глаз»

После революции 1917 года завод национализировали, и в особняке вместо прежних хозяев разместилась новая администрация завода и лаборатория. Из мебели мы увидели только ту, которая крепилась к стенам. Правда, экскурсовод сказал, что где-то есть еще недоступная к посещению комната, где якобы сложены остатки былой роскоши. Удивительно, что монограмма купцов над входом была заменена на серп и молот, их же можно увидеть и на нижнем ободе люстры в танцевальном зале.

После перестройки производство остановилось, особняк сдали в аренду. Сейчас это памятник архитектуры и истории федерального значения. Также пишут в интернет, что в 1993 году особняк частично реставрировали, но по общему впечатлению те комнаты, которые якобы были восстановлены, выглядят не новее и не лучше остальных: это танцевальный зал и столовая. Хорошо сохранились светильники и отделка стен.

Вход в парадную часть сейчас с черновой лестницы, по которой слуги приносили блюда в столовую, поэтому начало осмотра происходит не в том порядке, который видели гости Брусницыных.

Столовая

В интерьере столовой сохранились выкрашенные под дерево гипсовые потолки, стеновые панели, двери и буфет.

Столовая в особняке Брусницыных

Снято с использованием объектива «рыбий глаз»

Стиль нам обозначили как неоренессанс. Оснований для такого утверждения несколько: обилие дерева и псевдо-резной кесоннированный потолок, тяжеловесные стеновые панели и крупный буфет. Двери с бараньими головами ведут в шкаф, как пояснил гид, баран – это признак плодородия (готова барана ассоциируется с рогом изобилия). Возможна и другая интерпретация: в Древней Греции баран был атрибутом бога Гермеса, покровителя торговли, так что его можно рассматривать как символ купечества. Собственно, золотое руно было шкурой барана. На фризе при этом оскаленные львиные головы.

Нижние створки буфета повторяют рисунок стеновых панелей типичной для возрождения формы. На верхних створках - гроздья фруктов, которые перекликаются с виноградными лозы, как и на потолке. В карнизе остался пустой круг, видимо, там тоже были инициалы хозяев. Под ним на центральной створке голова сатира.

По стилю действительно похоже на Возрождение. Вот такую мебель я видела в Palazzo Vecchio во Флоренции:

Шкатулка эпохи Возрождения

Возможно, этот стиль был выбран как идеологическое послание: в эпоху Возрождения происходило возвышение городов с развитием новых социальных классов: ремесленников и купцов. Для бывшего крестьянина Брусницына, на мой взгляд, очень в тему.

Стены столовой раньше были обтянуты кожей, но до наших дней она не сохранилась.

Танцевальный зал

Гид сказал, что зал выполнен в стиле Людовика XV, то бишь рококо.

Бальный зал в особняке

Снято с использованием объектива «рыбий глаз»

Для меня рококо символизирует камерность, пастельные тона и фривольность. Насчет последнего все на месте: сатиры, цветы, амурчики, целующиеся на камине. С остальным сложнее.

Начнем с того, что в момент перестройки дома в 1884 году архитектором Ковшаторым во Франции уже завершилось правление Людовика XVI, классицизм уже перешел в ампир, с падением Наполеона III завершился и т.н. стиль Второй Империи. Странно, если бы классические веяния в убранстве дома не оказали уж вовсе никакого влияния на роскошные интерьеры Брусницыных. Как минимум, это строгий белый цвет зала, никаких бизешных розовых или фисташковых оттенков, и строгая симметрия композиции. Излюбленные в период барокко овальные формы уступают место более строгим: люстра на потолке крепится в центре круглой, а не овальной, розетки.

Потолок в особняке Брусницыных

Над камином мы видим зеркало спокойной классической формы. Обычно зеркала размещали на одной стене с окнами, но в танцевальном зале мы видим отступление от этого правила. Прежде всего потому, что в зале нечетное количество окон, то есть если бы зеркало висело на той же стене, оно должно было бы быть парным. А так оно находится по строго центральной оси. Расстояние между окнами невелико, разместить между ними зеркала проблематично.

Танцевальный зал

Конечно, рококо тут тоже присутствует: стремление задекорировать все гладкие поверхности, розочки и листочки вперемешку с музыкальными инструментами.

Отделка двери в стиле рококо

Амурчики, женские головки, лиры на капителях пилястр:

Детали отделки потолка

Сатиры, которые играют на свирелях, и…с руками в виде труб? (левый) :):):)

Отделка стеновых панелей в танцевальном зале

В период рококо, как и в барокко, не любили прямых форм, поэтому углы старались скрыть: одна стена плавно перетекала в другую, за богатым декором прятали переход от стены к потолку. В данном случае присутствует двухъярусная падуга - своего рода двойной вогнутый карниз, который не дает зрителю понять, где заканчивается стена и начинается потолок.

Отделка потолочных карнизов

Источник фото: indibrod.ru

Курительная комната (кальянная)
Кальянная комната в мавританском стиле

Снято с использованием объектива «рыбий глаз»

Считается, что на чем большее количество сторон в комнате выходят окна, тем выше ее статус. Если следовать этой логике, то данная комната особенно удалась архитектору: окна в ней выходили на три стороны, а с четвертой была дверь.

Курительная выполнена в мавританском стиле, стены декорированы вязью с повторяющейся надписью «слава Аллаху». Мавританский стиль был данью новомодного течения эклектики, в котором разные комнаты декорировались в разных стилях, и чем колоритнее, тем лучше. В подобном стиле в особняке Юсупова оформлена целая гостиная с фонтаном посередине:

Комната во дворце Юсупова в Петербурге

Источник фото: Яндекс Картинки

Экзотический восток завораживал знать: выбор был только в направлении «путешествия». Многие вместо исламских красот предпочитали Китай. В Петергофе, например, есть китайская гостиная.

Гостиная

Смежная с танцевальной залой гостиная была лишь одной из череды парадных комнат. Тут можно было отдохнуть в перерыве между танцами.  Она оформлена по контрасту: зал светлый - гостиная темная, зал большой – гостиная в полтора раза меньше. Тут уже ни о каком влиянии классики говорить не приходится, это именно барокко. Этот стиль удачно привязывает гостиную по цвету к столовой и к бильярдной.

Гостиная в особняке

Стены обтянуты шелком, которому более ста лет. Более яркие места на шелке показывают, что на стенах раньше висела живопись.

В декоре мотивы раковин и ажурные решетки, которые делают комнату похожей на беседку.

Потолок в гостиной

Снято с использованием объектива «рыбий глаз»

Особо внимательные могут разглядеть драконов на лепных карнизах

Дракон, как элемент декора в интерьере

Прием одно зеркало на против другого в этой комнате использован дважды: на стенах и на доборах эркера. В эпоху барокко зеркало - излюбленный декор в интерьере, оно дает возможность играть с пространством, обмануть неопытный глаз. В эркере зеркала выглядят, как дополнительная пара окон.

Визуальное расширение проема за счет зеркал

Источник фото: Яндекс Картинки

На смежной с залом стене декор на стенах сделан с отступом от дверей. Это означает, что при жизни хозяев проему украшали тяжелые драпировки. Даже лепнина над дверью – на самом деле карниз для штор.

Скрытый за декором карниз для штор

Снято с использованием объектива «рыбий глаз»

Еще интересно, что под одним зеркалом стеновая панель более низкая и с плинтусом, а под другим- более высокая и без плинтуса. Возможно, она была съемной.

Фальшпанели в интерьере

Видимо, раньше на этом месте когда-то была печная труба, слева от зеркала видна печная затворка.

Бильярдная / Красный кабинет

Бильярдная комната сделана в еще более мрачных тонах.

Красная комната - бильярдная

По стилю она перекликается со столовой: похожие потолки, мебель, стеновые панели. Верхняя часть стен была обтянута бордовой тканью, но сохранилась только часть за камином, остальные стены облепили обоями под покраску и выкрасили в близкий цвет. Вот такая чудо-реставрация.

В мотивах потолка рог изобилия - орнамент, более подходящий для столовой, чем для бильярдной. Люстра регулируется по высоте.

Сохранились встроенные диванчики и шкафы для хранения бильярдных принадлежностей. Для бильярдной эта комната маловата: если только стол не был маленьким, то в ней, скорее всего, было не развернуться. Тут вам и камин, и на диванчиках посидеть, да еще и пристроенные к стенам шкафы с распашными дверцами, которые как-то надо открывать. Гид позиционировал ее как некую «потайную гостиную», но для подобного назначения в ней слишком много дверей. Думаю, что потайная дверь между бильярдной и столовой – это скорее такая фишка, чем попытка действительно что-то скрыть от любопытных глаз. Если откинуть версию с бильярдом, то больше похоже на то, что перед нами малая столовая, предназначенная для завтраков в узком семейном кругу. Сюда удобно подавать блюда через большую столовую, можно пить чай и смотреть на растения в оранжерее.

Странно, что оконный проем и дверь, которые ведут в оранжерею, такой формы: похоже на современные балконные блоки. Почему не сделали широкие двери, как из столовой, а дверь + окно, мне не ясно.

Заброшенная оранжерея

Парадная лестница

Мраморные ступени и уникальные мраморные перила ручной работы сохранились, так как лестница долгое время была заколочена.

Парадная лестница в особняке

То, что вы видите в арке в середине кадра, скорее всего, когда-то было окном в курительную комнату. Кто-то пишет, что люстр в этой части никогда не было, но я не верю: розетки на потолке сделаны специально для того, чтобы в центре были люстры, и можно даже рассмотреть места крепления.

Дом специально спланирован так, чтобы по максимум использовать дневной свет: лестница освещается за свет трех окон и эркера, а смежный с ней переход – за счет внутреннего окна (на фото с правой стороны). В столовую и бильярдную проникает свет из оранжереи. Это очень приятно, особенно в северной столице, где естественного света всегда не хватает.

Когда гости поднимались по лестнице, их «встречал» камин и над ним, словно картина, окно в оранжерею. Соблюден принцип захода на свет. Это очень необычное и технологически непростое решение. Судя по виду, камин действующий. Это означает, что каминная труба проходит сбоку. Поднимающиеся рассматривали кариатид, женских фигур, поддерживающих свод: сначала две пары девушек поскромнее, потом перед площадкой с камином девушки поинтереснее, с обнажённым торсом.

Вид на камин с парадной лестницы

Источник фото: Яндекс Картинки

Это витражное недоразумение было добавлено уже в наше время. Наверное, во время съемок в особняке очередного фильма, так как сейчас оранжерея за проемом пустая и голая.

Если гости утомились от подъема, то можно было отдохнуть в экере, наверняка здесь стояло кресло.

Эркер с парадной лестницы

Оранжерея

Оранжерея появилась после перестройки дома Ковшаровым в 1884. Тут росли экзотические и плодовые растения, остатки которых переехали в Ботаническим сад. Очень изящна расстекловка, ажурная и легкая, похожа на павлиний хвост.

В советские времена тут размещалась хим. лаборатория при заводе. Сейчас это помещение не отапливается. Как это умудрялись делать зимой Брусницыны – загадка. Перед оранжереей был еще и обычный регулярный сад. Экскурсовод сказал, что там даже был театр под открытым небом.

Дореволюционная фотография сада перед особняком

Источник фото: ic.pics.livejournal.com

Мы видели только небольшую часть парадных комнат, выходивших окнами на Кожевенную. Сколько я ни искала в интернете план здания, его там нет. Почему-то все пишут, что, во-первых, парадная часть анфиладная, а во-вторых, что план дома - в виде буквы Ш. Я сделала условный план второго этажа: того, что увидела. На Ш это не похоже, но тут уж, что вижу, то пою. Если бы была возможность подробнее рассмотреть дом со двора, возможно, было бы точнее.

Планировка особняка Брусницыных

На данный момент это не анфилада. Анфиладой называется ряд комнат, где дверные проемы находятся на одной оси. В данном случае имеется в виду последовательность сигарная-танцевальный зал-бронзовая гостиная. Дверь из танцевального зала в бронзовую гостиную смещена, так что на одной оси они не расположены. Да, парадные помещения последовательно соединены между собой, но анфиладой это называть нельзя.

Раньше в гостиную из танцевального зала вело две парных двери, таким образом, одна из пар оказывалась на нужной оси. Со стороны гостиной мы по-прежнему видим пару дверей на смежной с залом стене:

Гостиная в особняке Брусницыных

Источник фото: piterbu.ru

Но со стороны зала лишь одна пара дверей, второй проем наглухо заделан:

Скрытая дверь в бальном зале

Источник фото: i02.fotocdn.net

Дверь со стороны гостиной

Возможно, такое смещение вызвано тем, что далее, за бронзовой гостиной, находились комнаты, которые не должны были просматриваться из танцевального зала, хотя на парадном этаже такое сложно было себе представить. Доступа к комнатам за гостиной нет, так что судить сложно. Могу только сказать, что это явно не следствие послереволюционного вмешательства в архитектуру, как «отхапанный» кусок оранжереи, а задумка архитектора.

Панировка интересна тем, что из каждой комнаты, кроме маленькой курительной, ведет две или три двери. Таким способом хозяева предлагали гостям не стесняться и свободно прогуливаться из комнаты в комнату без необходимости возвращаться обратно.

Особняк Брусницыных мне понравился и хитроумной планировкой, и оформлением, любопытно было бы посмотреть, что происходит на второй половине второго этажа, осталось ли и там хоть что-нибудь. Удивительно также, как за столь невыдающимся фасадом, каких много в Петербурге, да еще в непрестижном промышленном районе, скрывается столько богатства и роскоши.


Понравилась статья? - Поделитесь в соцсетях или оставьте комментарий


 

Комментариев еще нет.

Оставить комментарий