Оставить заявку
Блог о дизайне
Дизайнера интерьера

Что такое биоморфный дизайн

Биоморфный дизайн зародился на рубеже 19-20 веков благодаря резко возросшему интересу к ботанике. Сам термин придумал архитектор Фрэнк Ллойд Райт, он же отказался от прямого угла, считая его искусственной формой, и вместо него предпочитал более плавные спирали или окружности. Виктор Орта, Герман Обрист, Антонио Гауди, Рене Лалик, работавшие в стиле ар-нуво, взяли на вооружение натуралистические формы, и в результате экспериментов появились замысловатые завитки, плавные био-элементы, «вытекающие» друг из друга, и другие проявления биоморфизма, которые популярны до сих пор.

Биоморфизм в интерьере

Источник: pinterest.com

Биоморфный дизайн в интерьере гостиной

Источник: pinterest.com

Архитектура Заха Хадид

Источник: pinterest.com

В начале 20 века ар-нуво был вытеснен ар-деко и модерном, вслед за этим наступило затишье и для биоморфного дизайна. Но уже в сороковых произошел мощный подъем и возрождение интереса. Итальянский дизайнер Карло Моллино и его последователи активно пропагандировали биоморфизм, появилось много предметов мебели в этом стиле, большое внимание уделялось дереву как материалу. Карло Моллино делал мебель из гнутого дерева, изделия по форме походили на животных. Его стиль называли туринским барокко.

Стул Карло Моллино

Источник: elledecoration.ru

Новый этап становления биофорфизма начался с освоения пластика и новых техник производства. Идейным центром стала Кранбрукская Академия художеств. Финский архитектор Ээро Сааринен и американские дизайнеры-авангардисты Чарльз и Рей Имз активно воплощали идеи биоморфизма в своей мебели из пластика. Середина прошлого века ознаменована возрождением биоморфизма, многие дизайнеры стали активно использовать эргономичные натуралистичные формы в своих работах. Пожалуй, дизайн 50-х можно проассоциировать именно с биоморфизмом.

Биоморфный дизайн дивана

Источник: pinterest.com

В 1980-е произошел резкий подъем пост-модернизма, и на этой волне биоморфизм отошел на второй план. Тем не менее, концепция продолжала жить и находились те, кто успешно работал в этом направлении. Например, итальянец Луиджи Колани. По образованию инженер в области аэродинамики, Колани перенес свои взгляды на обтекаемые аэро-формы в дизайн. Его часто обвиняли в избыточном внимании формам, но вместе с этим все разработки дизайнера, от концептуальных автомобилей до фотоаппаратов, музыкальных инструментов и архитектурных комплексов, отличались высокой степенью эргономики.

Дизайнер Луиджи Колани и его стулья

Источник: pinterest.com

В 90-е годы прошлого века появился органичный дизайн, он вытянул за собой биоморфизм на пик популярности. Плавные естественные формы прежде всего можно наблюдать в автомобильном дизайне тех лет. Органический дизайн шел рука об руку с архитектурой, особое внимание уделялось единообразию внешней и внутренней составляющих дома. Мебель делали из натуральных материалов или высокотехнологичного пластика. Яркий пример такого дизайна — кресло «Тюльпан» (Tulip Chair) Ээро Сааринена и стул из пластмассы, повторяющий форму человеческого тела Чарльза и Рэй Имз, про этот стул я писала в этой статье

Стул Чарльза и Рэй Имз

Источник: pinterest.com

Нулевые ознаменовались проектами Захи Хадид, разработавшей свой собственный пластический язык. Несмотря на футуристичность ее проектов, многие из них запущены в серийное производство, речь идет о предметном дизайне. Заха Хадид активно использовала в своих изделиях кориан и его производные. Сегодня это незаменимый материал для деталей кухонных интерьеров.

Биоморфный интерьер спальни

Источник: pinterest.com

Биоморфная архитектура

Источник: pinterest.com

Новый этап эволюции биоморфного дизайна ознаменовался эпохой цифрового проектирования. В начале ХХI века бурное развитие цифровых технологий подстегнуло интерес к биоморфизму и вывело его на новый уровень — стало возможным работать с невероятной гибкостью форм, которая до сих пор была недостижима. Важное место здесь отводится трехмерной печати, эта технология позволяет создавать очень сложные структуры большого масштаба, вплоть до автомобилей и домов. Возможно, в ближайшем будущем от серийного производства в современном его понимании можно будет уйти и проектировать уникальные предметы по индивидуальному проекту, создавая новую концепцию дизайна, в которой главное место будет отведено эмоциям и неповторимости.

Биоморфный дизайн мебели гостиной

Источник: pinterest.com

Биоморфизм в архитектуре

Идею объединения природы и здания активно продвигал Фрэнк Ллойд Райт, позже получивший титул отца органической архитектуры. Он предлагал навсегда отказаться от специального выделения здания на фоне ландшафта. По его мнению, форма здания должна «вытекать» из тех условий, в которых она будет существовать. Райту принадлежит авторство над стилем «Дом Прерий», который как раз объединяет природу и здание.

«Дом Прерий» строится по следующему принципу: в центре композиции большая комната с камином; холл столовая и гостиная имеют свободное пространство и могут перетекать друг в друга. Характерная особенность этого стиля — отсутствие симметрии, пологие кровли и окна в горизонтальный ряд. От чердака Райт отказался, увеличив за его счет высоту стен. Фундамент тоже канул в лету, дом предлагалось располагать на бетонной подушке. Подвала, очевидно, тоже не было.

Дом у водопада Фрэнка Ллойда Райта

Источник: pinterest.com

Еще один яркий представитель биоморфизма в архитектуре — Фриденсрайх Хундертвассер. Он выбрал своим символом виноградную улитку, медленно ползущую по листу вместо со своим домиком. Улитка, по мнению Хундертвассера, представляла собой идеальное воплощение кривых линий, единство с природой и уникальность. Спиралевидный домик улитка стал вообще лейтмотивом в творчестве архитектора, прямые линии и острые углы он считал главными врагами эргономичности.

яркий представитель биоморфизма в архитектуре — Фриденсрайх Хундертвассер

Источник: pinterest.com

Дома Фриденсрайха Хундертвассера не имеют одинаковых окон, посреди комнаты может расти дерево. Окна, кстати, это вообще отдельная составляющая в архитектуре Хундертвассера. Он был убежден, что дом — это вовсе не стены и крыша, а именно окна. По мнению архитектора, они должны «танцевать», а не «идти строем». Классические окна Хундертвассер считал очень грустными.

Комментарии

Комментариев пока нет. Добавьте первый комментарий ...

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

4 + 13 =

Дизайн-проект интерьера

Разовая консультация

Дизайн во время ремонта

Контакты

Москва, Одинцово, Звенигород, Красногорск
+7 (926) 466-56-43, info@design-guru.moscow

открыть карту